Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:07, контрольная работа
С момента появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны.
Введение3
1. Что такое «коллективное творческое дело»?4
2. Практикум по КТД7
2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД7
2.2 Алгоритм организации и проведения КТД8
2.3 Этапы подготовки и проведения КТД10
2.4 Условия педагогического успеха коллективного творческого дела12
3. Проблематика и возможности методики КТД13
вывод17
список литературы и источников19
2.2 Алгоритм организации и проведения КТД.
Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным и эмоционально насыщенным.
1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или социальной цели (для детской группы).
То есть, необходимо понять, какие способности должно развивать данной КТД, как должны изменить ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему измениться в этом мире после этого дела (для ребят).
Цель – отвечает на вопрос «чего необходимо достичь».
2. Определения контекста данного дела.
Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.
3. Определение содержания дела.
Если дело большое (состоящее из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника – работа, содержание диспута – его вопросы.
Содержание - отвечает на вопрос «что будет происходить».
4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.
5. Определение типа и формы дела.
Форма определяет, как будет проходить это дело.
Пример: праздник юбилея дня города. Цель – формирование бережного отношения к своему городу, уяснение таких понятий как Родина, отечество, формирование чувства долга. Содержание – представление для жителей микрорайона, субботник, беседа об известных жителях, о роли каждого в жизни города, праздник города в школе. Форма представления для жителей микрорайона – концерт, субботника – тимуровская ночь, беседы об известных жителях – концерт (агитбригада), о роли каждого – диспут, праздник города – ярмарка.
Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы.
6. Решение организационных проблем.
Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т.д.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД.
Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта.
- Первым шагов
подведения итогов является
- Обработка – это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов.
- После этого происходит анализ с точки зрения организации – что в будущем необходимо исправить , что запомнить и использовать впредь.
- Последним
шагом подведения итогов
Организационные моменты.
- реклама дела;
- подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобятся листы и ручки);
- подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюм);
- оформление места проведения дела;
- подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру: таблички с цифрами);
- подготовка призов победителям;
- подготовка формы дела. Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые необязательно решать сообща;
- согласование с людьми, от которых будет зависеть дело;
- организация прессы – фото, видео, статьи.
2.3 Этапы подготовки и проведения КТД.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью этапами коллективного творчества.
1 этап. Предварительная работа.
На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.
2 этап. Коллективное планирование.
Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает своё мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.
3 этап. Коллективная подготовка.
Для подготовки
и проведения КТД создается специальный
орган – Совет дела, в который
входят представители каждого
4 этап. Проведение КТД.
Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость «взывать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.
5 этап. Коллективный анализ.
Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление – Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6 этап. Ближайшее последствие КТД.
На этой стадии
в исходных направляющих действиях
педагогов непосредственно
Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.
Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.
Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем не обязательно должна быть командная роль. В творческом деле оно может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нём участие. Но контроль не исключать. Какую выбрать роль в деле подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.
Каждая модель
КТД вариативна и несёт своё воспитывающее
и развивающее назначение. Следует
помнить, что форма – уже содержание,
что практически любое КТД
можно использовать в работе с
малышами, младшими и старшими подростками
«облегчая» или усложняя её композицию,
программу и содержание. КТД –
сфера педагогического
2.4 Условия педагогического успеха коллективного творческого дела.
1 условие. Общая забота.
Включение каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу. Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далёких, о малышах и взрослых.
2 условие. Товарищество.
Воспитатель всегда должен проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику, как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.
3 условие. Единство мыслей и действий, воли чувств.
Воздействовать
так, чтобы развивать в единстве
все три стороны личности растущего
человека: познавательно-
4 условие. Единый коллектив.
Влиять так,
чтобы способы воздействия
5 условие. Творчество, а не шаблон.
Влиять так,
чтобы использовать в единстве различные
виды воспитательного воздействия
– незаметное и открытое, прямое
и опосредованное, но использовать
непременно творчески, не допуская формализма
и унылого, убивающего неординарность
однообразия.
3. Проблематика и возможности методики КТД.
Область действия и содержания КТД сегодня должна отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества. Однако, в нередких случаях, все происходит в корне да наоборот. «Методические разработки КТД», составленные для работы, придуманные не вместе с детьми, а вместо них, напрочь убивают всю творческую и коллективную составляющую, оставляя только дело, которое однажды придумали и как пластинку гоняют ее из смены в смену, из отряда в отряд, из класса в класс один и тот же урок. В них всё «по науке»: цель, деление на микрогруппы, задания, выполнение и даже обсуждение.… Вот она – схема без жизни, форма без содержания, очередная придумка для детей вместо коллективного творчества самих детей. В подобных разработках цели и задачи воспитательные, педагогические. Казалось бы, что здесь плохого? Развитие личности, её способностей – самое важное. Беда не в том, что цели в них воспитательные, а в том, что только воспитательные. А иных-то нет.
КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных её сторонах, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, коллектива, членом которого становиться и взрослый. КТД - это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.