Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ процесса формирования временной перспективы в период ранней юности.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Рассмотреть современные подходы к определению временной перспективы.
Выявить место временной перспективы в контексте новообразований ранней юности.
Изучить методики определения уровня сформированности временной перспективы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования временной перспективы будущего.
Временная перспектива как психологическая категория 6
Временная перспектива будущего в контексте ведущих новообразований раннего юношеского возраста. 14
Глава 2. Диагностика и коррекция сформированности временной перспективы будущего у учащихся старших классов. 21
Заключение. 31
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

[1; 63-79]

 

   В возрастном аспекте проблема самоопределения  наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения; это “выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни”, “поиск цели и смысла своего существования”, “потребность найти свое место в общем потоке жизни”. [3; 23-31] Пожалуй, наиболее ёмким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование раннего возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

   Есть  еще один момент, который следует  оговорить особо. Л.И.Божович зафиксировала  чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается  в его двуплановости: самоопределение  осуществляется “через деловой выбор  профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования”. К концу юношеского возраста, по мнению Л.И.Божович, эта двуплановость ликвидируется. “Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена”. К пониманию этого феномена в современной психологической литературе мы вернемся несколько позже. Сейчас же отметим, что 15 лет спустя после того, как были написаны эти слова, почти теми же словами на тот же аспект указал С.П.Крягжде. Рассматривая проблему выбора профессии, он отмечает, что “ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору”. [10; 56]

   Работы  Л.И.Божович многое дают для понимания  психологической природы самоопределения Во-первых, она показывает, что потребность в формировании собственных жизненных планов возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему (“связано” с выбором профессии). Вместе с тем понятие самоопределения у Л.И.Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не рассмотрены и механизмы самоопределения.

   И.В.Дубровина  вносит уточнение в проблему самоопределения  как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных ею исследований позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к выстраиванию временной перспективы будущего, которая предполагает:

   а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего  самосознания;

   б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;

   в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания  своих способностей и интересов  каждым старшеклассником.

   [13; 42-44]

   Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

   Представляют интерес разнообразные взгляды разных авторов на психологические механизмы самоопределения в целом и формирования временной перспективы будущего в частности.

   Так, у А.В.Мудрика, нет четкого определения данных понятий, однако рассмотрены механизмы их осуществления (идентификация - обособление). Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане “я” протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения. [7; 63 - 72]

   Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без  рассмотрения профессионального самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся  к самоопределению, вопросы профессионального  самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. Мы остановимся лишь на нескольких характеристиках этого вида самоопределения, связанных с нашей проблематикой, в частности, на вопросе о связи социального (социального выбора) и профессионального самоопределения. Так, Е.И. Головаха отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, Е.И Головаха. указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. 

   Однако, такая позиция не является общепринятой, т.к.,  несмотря на детальную, казалось бы, проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное - что лежит за тем и за другим. Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах.

   Материал  данной главы можно завершить  следующими выводами:

      • Юношеский возраст является сензитивным для формирования временной перспективы будущего, что обуславливается психологической готовностью личности и её потребностью определиться в жизни.
      • Временная перспектива тесна связана с процессами личностного и профессионального самоопределения личности, и, с одной стороны, определяется ими, представляя собой в определённой степени показатель их успешности, а с другой стороны, является стимулом для них.
      • Психологическая готовность к выстраиванию временной перспективы будущего и осуществлению самоопределения – одно из важнейших новообразований ранней юности.
 

Глава 2. Диагностика и коррекция сформированности временной перспективы будущего у учащихся старших классов

    Как уже было выяснено ранее, временная перспектива у юношей и девушек является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, планируемые и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему. [9; 203]

    Но  само по себе наличие в юношеском возрасте представлений о будущем не является показателем  успешной социализации. Показателем личной и социальной зрелости в юношеском возрасте может служить наличие сформированных представлений о дальнейшем жизненном пути. Для оценки сформированности представлений человека о своем будущем в психологических исследованиях применяют следующие критерии:

  • продолжительность и дифференцированность временной перспективы: представленность ближней, средней и дальней перспективы
  • реалистичность будущего среднего масштаба
  • сочетание конкретности и перспективности
  • согласованность жизненных планов, целей и ценностей
  • активность и самостоятельность при формировании жизненной перспективы
  • оптимистичность представлений о будущем

На обязательную представленность в картине будущего жизненных ценностей указывают многие исследователи, в том числе и те, о которых мы уже упоминали (К.А.Абульханова, И.С.Кон,  Е.И.Головаха, Г.С. Шляхтин, М.Р.Гинзбург и др.)

    Представляя собой ведущие мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение, ценности определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью. Конкретизируясь в жизненных и профессиональных планах, они выступают предпосылкой формирования будущего поведения личности.

    Сегодня трудно выделить методики, способные  максимально многомерно и достоверно выявить интересующее нас образование в структуре личности конкретного школьника, однако анализ литературы по психологической диагностике [8, 10, 12] позволяет определить ряд механизмов, позволяющих пролить свет на отдельные аспекты сформированности временной перспективы будущего. Например, т.н. Список личностных предпочтений        А. Эдвардса  является опросником, который измеряет силу потребностей. Перечень вопросов состоит из 15 пунктов и включает следующие потребности: в достижении, проявлении себя, порядке, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, терпении, изменении, индивиде другого  пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде  утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно  других потребностей из перечня. А.Эдвардс специально применил метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности.

    Примером  опросника, направленного на выявление  различных установок и отношений  человека к  миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л.Я.Гозмана – Опросник личностной зрелости. Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких, как компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность и др.,  рассматриваемых как характеристики личностной зрелости. Сам Опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям и привычному для него способу поведения. В результате обследования  каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сетки, расположенную в диапазоне 55-66%. Значения выше 70% свидельствуют о факторе социальной желательности в ответах испытуемого и отражают его стремление казаться лучше. Значения ниже 40% масштабной сетки указывают на недоразвитие личности испытуемого, на деформацию его установок и отношений к различным сторонам реальности.

    Одной из наиболее комплексных методик, широко используемых в отечественной практике и исследованиях,  является тест смысложизненных ориентаций (СЖО), позволяющий осуществлять  изучение личностных ценностей. Это адаптация аналогичной  методики «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л.Махолика, которая выполнена в МГУ Д.А.Леонтьевым. Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трёх частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать только одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своём выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемых не может предпочесть. Результаты обрабатываются по 5 шкалам. Шкала 1 (Цели) характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем, шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни;  шкала 3 (Результат) показывает удовлетворённость прожитой частью жизни; шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убеждённость испытуемого в возможностях  управлять жизнью.

    Но  диагностика в любом случае должна быть лишь одним из этапов работы со старшеклассниками, которым необходимо помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути передвинуться в плане своего личностного развития самоопределения, в обретении собственной идентичности.

    Почему  такая работа является важной и своевременной  в этом возрасте?  
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют "аффективный центр" жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законом развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичная для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы. [15; 68]

      И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных, своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я". [6; 27] Он также отмечает, что не всем дается легко формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течении с предоставлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться над будущим, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения "на потом". По мнению И.С Кона, установка (как правило, неосознанная) на продлении "эпохи моратория" с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближние и дальние перспективы.

Информация о работе Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте