Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры 5
поведения у школьников 5
1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников 5
1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности 10
Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников 13
2.1. Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент) 13
2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы 20
2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников 27
(контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая семья и школа.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)
  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

          Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

          Кроме этих принципов  есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

          Содержание семейного  воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и культурное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

          Особое место в  семейном воспитании занимает культурное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к стареньким, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

          В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

          Целью семейного  воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, культурное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий». [5; с.  44]

          Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

 

Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников

2.1.  Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)

     Эксперимент проводился среди учеников третьих  классов средней общеобразовательной  школы № 73, находящейся по адресу г. Москва, улица Котовского 16. Количество учеников экспериментального класса составило 28 человека, контрольного класса – 25 человек.

Цель: выявить уровень сформированности культуры поведения детей.

      В качестве исходного материала, на котором  изучался культурный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы как «ответственность», «доброжелательность», «дружеские отношения», «учение, образованность, интеллект» и «трудолюбие» очень актуальные на современном этапе жизни общества. Т.е. исследование было направлено на выяснение таких критериев культурной воспитанности, как: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный.

      На  первом этапе эксперимента учащимся 3-их классов были предложены такие  задания:

    1.Объясни,  что такое «задача»?

    2. Где вы встречаетесь всем классом?

    3.Для  чего ты решаешь задачу?

    Ответы  детей были сгруппированы по смыслу:

    1 вопрос:

    1 группа: не знают понятие “задача”,

    2 группа: поверхностное понимание  “задачи” 

    3 группа: знают что такое “задача”

    2 вопрос:

    1 группа: встречается только на  уроках

    2 группа: встречается и вне школы

    3 вопрос:

    1 группа: решают задачу только  для того чтобы получить оценку

    2 группа: решают задачу, чтобы найти  ответ

    3 группа: не знают, для чего решают  задачу.

    После подведения итогов по первому этапу  эксперимента мы пришли к такому результату:

Характеристика  ответов Контрольный класс

%

Экспериментальный класс

%

1 1

2

3

82

13

5

83

12

5

2 1

2

64

36

61

39

3 1

2

3

19

69

12

13

76

11

      На  втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного  и негативного отношения и  эмоционального настроя к учебе, учащимся предлагались такие вопросы:

    Что такое анализ?

    Для чего анализируется задач?

    Нужен ли анализ вообще? Докажи.

    Какие качества личности помогают правильно  выполнить задание?

    На  основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:

1 Вопрос:  1 группа: затрудняется в определение  анализа.

             2 группа: поверхностное понимание  анализа.

2 Вопрос:  1 группа: знают, для чего анализировать задачу.

              2 группа: не знают, для чего  анализировать задачу.

3 Вопрос:  1 группа: анализ нужен, но доказать  не смогли.

               2 группа: Анализ не нужен.

4 Вопрос:  1 группа: умение слушать

               2 группа: умение использовать прошлый опыт (например: похожую задачу мы  уже решали)

               3 группа: не знают, какие качества  помогают в решении задач

              4 группа: ум

п/п

Характер

ответов

Контрольный класс  % Экспериментальный  класс 

%

1. 1

2

57

43

55

45

2. 1

2

28

72

31

69

3. 1

2

98

2

98

2

4. 1

2

3

4

33

21

2

44

31

27

-

42

 

    Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента.

     Далее, в целях для исследования культурного воспитания детей и способностей решать культурные проблемы, ребятам было предложено решить такие ситуации:

1. если  бы ты гулял во дворе вместе  с другими, и кто-нибудь из  ребят упал около тебя и  сильно ушиб ногу, что бы ты  сделал?

2. Если  бы ты строил что-нибудь из  кубиков, а рядом Вадику не  хватало кубиков, что бы ты  сделал?

3. при ответе “Дал бы свои”, задавался дополнительный вопрос: “А если бы тебе тоже нужны были эти кубики, если бы тебе тоже не хватало?”;

1 Вопрос: 1 группа: подошел бы и помог  подняться

             2 группа: засмеялся

2 вопрос: 1 группа: дал бы свои

            2 группа: ничего бы не сделал, продолжал играть

3 вопрос:  1 группа: не знаю

             2 группа: я бы предложил играть  вместе

         3 группа: если бы мне не хватало  кубиков, тогда бы я забрал  их обратно

№ п/п Критерии

ответов

Контрольный класс

%

Экспериментальный

класс

%

1. 1

2

94

6

97

3

2. 1

2

89

11

89

11

3. 1

2

3

95

1

4

96

-

4

Информация о работе Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения