Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа
Актуальность данной темы определена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры 5
поведения у школьников 5
1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников 5
1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности 10
Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников 13
2.1. Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент) 13
2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы 20
2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников 27
(контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Список литературы 32
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание
Особое место в семейном воспитании занимает культурное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к стареньким, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, культурное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий». [5; с. 44]
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Эксперимент
проводился среди учеников третьих
классов средней
Цель: выявить уровень сформированности культуры поведения детей.
В качестве исходного материала, на котором изучался культурный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы как «ответственность», «доброжелательность», «дружеские отношения», «учение, образованность, интеллект» и «трудолюбие» очень актуальные на современном этапе жизни общества. Т.е. исследование было направлено на выяснение таких критериев культурной воспитанности, как: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный.
На первом этапе эксперимента учащимся 3-их классов были предложены такие задания:
1.Объясни, что такое «задача»?
2.
Где вы встречаетесь всем
3.Для чего ты решаешь задачу?
Ответы детей были сгруппированы по смыслу:
1 вопрос:
1 группа: не знают понятие “задача”,
2 группа: поверхностное понимание “задачи”
3 группа: знают что такое “задача”
2 вопрос:
1 группа: встречается только на уроках
2 группа: встречается и вне школы
3 вопрос:
1 группа: решают задачу только для того чтобы получить оценку
2 группа: решают задачу, чтобы найти ответ
3 группа: не знают, для чего решают задачу.
После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы пришли к такому результату:
|
На
втором этапе констатирующего
Что такое анализ?
Для чего анализируется задач?
Нужен ли анализ вообще? Докажи.
Какие качества личности помогают правильно выполнить задание?
На основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:
1 Вопрос: 1 группа: затрудняется в определение анализа.
2 группа: поверхностное понимание анализа.
2 Вопрос: 1 группа: знают, для чего анализировать задачу.
2 группа: не знают, для чего анализировать задачу.
3 Вопрос: 1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли.
2 группа: Анализ не нужен.
4 Вопрос: 1 группа: умение слушать
2 группа: умение использовать прошлый опыт (например: похожую задачу мы уже решали)
3 группа: не знают, какие качества помогают в решении задач
4 группа: ум
№
п/п |
Характер
ответов |
Контрольный класс % | Экспериментальный
класс
% |
1. | 1
2 |
57
43 |
55
45 |
2. | 1
2 |
28
72 |
31
69 |
3. | 1
2 |
98
2 |
98
2 |
4. | 1
2 3 4 |
33
21 2 44 |
31
27 - 42 |
Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента.
Далее, в целях для исследования культурного воспитания детей и способностей решать культурные проблемы, ребятам было предложено решить такие ситуации:
1. если бы ты гулял во дворе вместе с другими, и кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушиб ногу, что бы ты сделал?
2. Если бы ты строил что-нибудь из кубиков, а рядом Вадику не хватало кубиков, что бы ты сделал?
3. при ответе “Дал бы свои”, задавался дополнительный вопрос: “А если бы тебе тоже нужны были эти кубики, если бы тебе тоже не хватало?”;
1 Вопрос: 1 группа: подошел бы и помог подняться
2 группа: засмеялся
2 вопрос: 1 группа: дал бы свои
2 группа: ничего бы не сделал, продолжал играть
3 вопрос: 1 группа: не знаю
2 группа: я бы предложил играть вместе
3 группа: если бы мне не хватало кубиков, тогда бы я забрал их обратно
№ п/п | Критерии
ответов |
Контрольный класс
% |
Экспериментальный
класс % |
1. | 1
2 |
94
6 |
97
3 |
2. | 1
2 |
89
11 |
89
11 |
3. | 1
2 3 |
95
1 4 |
96
- 4 |
Информация о работе Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения