Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры 5
поведения у школьников 5
1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников 5
1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности 10
Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников 13
2.1. Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент) 13
2.2. Методика воспитания культуры поведения младших школьников в условиях взаимодействия семьи и школы 20
2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников 27
(контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая семья и школа.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

      Например, лекция - диспут для родителей на тему «Как правильно говорить с ребёнком?»  включала в себя следующие основные разделы, по поводу которых родители выслушивали мнение педагога, а затем  высказывали свое, основанное на личном опыте и конкретных ситуациях.

      Суть: всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

      Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что  он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 

      Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

      В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического  результата мы хотим добиться.

      И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг.

      Родителям предлагалось прочитать вместе с  ребенком рассказ, содержащий культурную проблему, а затем задать ему вопросы каким образом он решил бы данную проблему. При этом параллельной задачей родителей было вести наблюдение за ребенком, а потом записывать данные в дневник. Наблюдение проводилось по таким критериям как мотивационное, познавательное и деятельностное проявления ребенка при решении культурных задач. В этих целях предлагалось отмечать такие проявления ребенка, как стремление задавать вопросы по интересующей его теме, стремление получать новую информацию, стремление самому применять на практике полученные знания и т.д.

      Система работы представляет собой ежемесячные  задания для родителей с детьми и итоговые внеклассные мероприятия, которые проводятся в разнообразных  организационных формах. Такая система  работы с семьей охватывает и базовое  образование, и дополнительное образование, и внеклассную работу. Участие родителей является не просто желаемым моментом, а главной идеей работы, обеспечивающей сотрудничество родителей с детьми и школой. Также параллельно с установлением контакта семьи и школы, улучшались внутрисемейные отношения, т.к. к эксперименту старались привлечь не только матерей, но и отцов, таким образом отцы становились активными субъектами в воспитании детей.

      Семья должна быть уверена, что ее усилия не останутся незамеченными. Здесь  очень важна позиция уважения к творчеству детей, к каждой работе.

      Ситуация  успеха разная, но у каждого! Задача педагога найти "изюминку" в каждой работе, поставить в центр внимания личность ребенка.

      Можно  выделить  следующие важные  аспекты  общения  учителя с  родителями  в  3 – ем  классе:

- Начинать  разговор  не  с  проблем   детей,  а  с  общих   приятных  вопросов,  не  спешить   решать  проблемы;

- Показывать  внимание  родителям,  интересоваться  их  работой,  домом;

- Обсудить  эмоции,  возникающие  из-за  школы,  учителей,  детей;

- Внимательно   слушать и  принимать то,  что  говорят  родители,  не  критиковать  их  мнение,  а  стараться  понять,  что   разрешает  им  так  думать;

- Договориться  об  общих целях и на  родительских  собраниях говорить  о том,  что важно всем;

- Уделять   столько  времени,  сколько   требуется;

- Мотивировать  аргументы  тем,  что-то,  о   чем  вы  говорите  важно   всем  и  большинство  вас   поддерживают;

- Информировать  родителей  лично,  при  помощи  писем  или  индивидуальных  бесед.   Информацию,  предназначенную  для  родителей,  не  передавать  через  детей  или  других  лиц.   
 
 

 

2.3. Результаты практической работы по формированию навыков культуры поведения у младших школьников

  (контрольный эксперимент)

      По  данным дневников, заполненных родителями можно сделать следующие выводы. По мере возрастания количества  совместных занятий родителей с  детьми, повысилась мотивационно –  эмоциональная деятельность детей. Это выражалось в просьбах детей позаниматься с ними, сами выбирают для анализа книжки, которые они прочитали до эксперимента, самостоятельно определяют культурную проблему и предлагают варианты ее решения. Причем их предполагаемое поведение становится все более осмысленным. Это объясняется тем, что ребята объясняют, почему бы они поступили так, а не иначе, в соответствии с культурными нормами. Многие пытаются передать полученные знания младшим братьям, сестрам, друзьям. Это четко прослеживается во время игр, когда дети, с которыми проводились занятия по культурному воспитанию, пытаются объяснить другим детям, почему «так можно поступать, а так нельзя».

      Аналогичный опыт был проведен в контрольном  классе, единственное отличие заключалось  в том, что родители лишь констатировали поведение ребенка в начале эксперимента и в конце эксперимента. Полученные данные, можно отражены в итоговой таблице.

      Полученные  данные по всему экспериментальному классу можно представить в виде таблицы.

Критерии До эксперимента После эксперимента
Дети  с низким уровнем культурного воспитания % Дети со средним  уровнем культурного воспитания % Дети с низким уровнем культурного воспитания % Дети со средним  уровнем культурного воспитания %
Мотивационно  – эмоциональный 43 % 50 % 16 % 57 %
Познавательный 35 % 48 % 15 % 55%
Деятельностный 53 % 41 % 39 % 45 %

      В экспериментальных классах оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась  на 27% и составила 16% (24% бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем и 3% с высоким.); группа со средним уровнем увеличилась на 7% и составила 57% (17% из группы со средним попали в группы с высоким); группа с высоким уровнем увеличилась на 20% и составила 27%. В целом 43 процента испытуемых в экспериментальном классе изменили своё мнение, и попали в группу с более высоким уровнем культурного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников культурный опыт достигает высокий уровень культурного развития.

      В работе учителя с учениками формирование ответственности проводилось по следующим направлениям: организация взаимной деятельности учащихся на уроках; анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с культурной точки зрения; организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы. Доброжелательность формировалась следующим образом: организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий; систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий. Как видно из указанных направлений формирования старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления культурного опыта, для развития культурного сознания и самосознания учащихся.

      По  итогам анкетирования родителей учащихся начальных классов, которое проводилось с целью выяснения отношения родителей к формированию основ культурной культуры учащихся, выявились положительные тенденции:

      дети  овладевают фактической информацией  о культурности;

      развивают способность работать с разнообразной  литературой;

      развивают монологическую речь, умение слушать  друг друга, вести дискуссию (итоговые занятия).

      В таком союзе семьи и школы  мы видим и сверхзадачу: наши задания  и итоговые мероприятия соединяют  детей со своими родителями в развитии культурного мышления, актуализируют ценностные ориентации семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

      Специфические признаки культурного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что культурное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание.

Также можно сделать вывод, что целью  культурного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

      Культура предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную культура, которая не может быть ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.

        Воспитание школьников предусматривает  формирование гармонически развитой  личности. Культурное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания.

Учитывая  всё вышеизложенное можно сделать  следующие выводы.

     Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

      Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам  культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины».

     Родители  составляют первую общественную среду  ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется  ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

     Цель  и мотив воспитания ребёнка –  это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит культурно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

     Только  при уверенности ребёнка в  родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание культурного поведения.

     Культура ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

     Само  культурное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка культурных потребностей и убеждений, культурных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

     Задачи  педагога – объяснить любящим  родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования культурности ребёнка.

     Главным выводом проделанной работы является необходимость поддерживать заданный ритм, расписание занятий родителей с детьми, учителя с детьми, учителя с родителями, контролировать и поддерживать заинтересованность родителей, и тем более детей. 

 

Список  литературы

 
  1. Архангельский Н.В.“Культурное воспитание”, Москва, 1979 – 534 с.
  2. Божович Л. И. “О культурном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 – 412 с.
  3. Болдырев Н. И. “Культурное воспитание школьников”, Москва, 1979 - 216 с.
  4. Васильева З. Н. “Культурное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978 – 389 с.
  5. Воликова  Т. В.   Учитель  и  семья.   –  Москва,  1987.
  6. Гейко  В. А.   Роль  семьи  в  развитии  школьных  успехов  ребенка.  //   Начальная  школа.   -  1999,   №3.   –  С.  59 – 61.
  7. Дробницкий О. Г. “Проблемы культурности”, Москва, 1977 – 376 с.
  8. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 1. М., 2003 – 312с.
  9. Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2.  М., 2003 – 248 с.
  10. Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и культурного поведения”, Ленинград, 1989 – 89 с.
  11. Немов  Р. С.   Психология  Кн.  2  –  Москва,   1998.
  12. Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы культурного воспитания школьников”, Москва, 1981 – 183 с.
  13. Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 – 373 с.
  14. Смолко  Е.   Воспитывать  вместе.  //  Семья  и  школа.  –  1985,  № 9.  –  С. 19 – 21.
  15. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.

Информация о работе Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения