Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 01:04, контрольная работа
специфика формирующего влияния семьи,проблемы семьи,взаимодействие школы и семьи,история семьи.
Взаимодействие
школы и семьи на современном
этапе
При рассмотрении
вопросов обучения и воспитания неоднократно
подчеркивалось положение о необходимости
совместных усилий школы и семьи
по воспитанию учащихся. В частности,
при раскрытии сущности и закономерностей
воспитания речь шла о том, что его успех
во многом зависит от единства и согласованности
воспитательного влияния семьи и школы.
Не меньшее
значение имеет данное положение, если
рассматривать его с более
широких социальных позиций. Воспитание
детей - конституционная обязанность родителей.
Они призваны всемерно укреплять авторитет
школы и учителя, воспитывать детей в духе
уважения и любви к труду, подготавливать
их к общественно полезной деятельности,
приучать к дисциплине, заботиться об
их физическом развитии и укреплении здоровья,
стимулировать к учению и осознанному
выбору профессии. Естественно, что школа
должна использовать эту помощь со стороны
семьи.
Школа не может
не считаться также с тем, что
влияние семьи на развитие и формирование
детей во многом связано с эффектом
раннего воспитания. Многие педагоги и
психологи отмечали, что основы личностного
развития человека закладываются в раннем
детстве, до пятилетнего возраста. Вместе
с тем влияние родителей и семьи продолжается
и в годы последующего формирования человека.
Значение воспитательной
деятельности семьи оказывает большое
влияние на ее собственное укрепление.
Дети цементируют семью, вносят в
нее дух согласия и здорового
сплочения. Чем лучше семья воспитывает
детей, тем более успешно происходит
их личностное развитие, тем больше радости
приносят они родителям и способствуют
поддержанию здоровых отношений между
ними, что укрепляет их воспитательный
потенциал.
Учитывая большую
роль согласованной воспитательной
работы школы, семьи и общественности,
эту работу необходимо умело координировать
и направлять. Справиться с данной задачей
в состоянии только школа. Но с чем же связана
роль школы в координации воспитательной
деятельности семьи и общественности?
В настоящее
время школа стала выполнять
основные функции в общеобразовательной
подготовке и всестороннем развитии молодежи.
Она также располагает квалифицированными
кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную
работу на научно-педагогической основе.
Учитывая то, что в ряде случаев родители
не обладают необходимыми знаниями в области
педагогики и психологии, учителя призваны
оказывать им надлежащую научно-методическую
помощь, способствовать повышению культуры
семейного воспитания. Еще П.П. Блонский
отмечал, что нельзя воспитывать детей,
не воспитывая их родителей.
Школа должна не
только поддерживать тесные связи с
семьей и общественностью, но и оказывать
воздействие на активизацию воспитательной
деятельности родителей, повышать их ответственность
за воспитание детей. Объединяя педагогические
усилия, учителя и родители должны хорошо
знать те проблемы, над решением которых
им следует работать совместно. Круг этих
проблем довольно широкий и с некоторой
долей условности их можно разделить на
три основные группы.
К первой группе
следует отнести те проблемы, которые
связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной
работы школы и семьи.
Вторую группу
составляют проблемы методики стимулирования
учащихся в семье к работе над
своим личностным развитием и
формированием.
К третьей группе
относятся проблемы учета возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся
в процессе семейного воспитания.
В чем же заключается
сущность этих проблем, и какой должна
быть совместная работа школы и семьи
по их решению?
Одной из существенных
сторон совместной деятельности семьи
и школы является единый подход к реализации
целевых установок и повышению содержательности
образовательно-воспитательной работы
с учащимися. Семья должна помогать школе
готовить образованных и инициативных
граждан, формировать у них принципиальность
и убежденность.
Важно, чтобы
родители осознавали целевые установки
воспитания, в основе которого лежит
необходимость гражданско-
Воспитание предполагает
развитие и формирование творческих
склонностей и способностей учащихся.
Поддерживая связи с семьей, учителя
имеют возможность глубже изучать интересы
и увлечения детей и способствовать их
развитию. В то же время школа нуждается
в том, чтобы родители поощряли творческие
занятия детей, с пониманием относились
к их участию в работе кружков по интересам,
технического моделирования, помогали
им в создании домашних рабочих уголков
и т.д.
Большое значение
имеют проблемы побуждения активности
учащихся к работе над своим личностным
развитием. Практика показывает, что
наиболее интенсивно развиваются те
учащиеся, родители которых умеют
поддерживать в семье благоприятный психологический
микроклимат и служат примером трудолюбия,
доброжелательности и высокой общественной
деятельности.
Если родители
пользуются у детей авторитетом,
показывают им пример нравственной культуры
и постоянной работы над собой, в таких
случаях их слова и дела имеют большой
вес и побуждают учащихся к добросовестному
выполнению своих школьных обязанностей.
Школьники, в семьях которых нет согласия
между родителями и царит обстановка недоброжелательности
и нервозности, часто приходят в школу
с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются
на восприятии изучаемого материала.
Задача родителей
- развивать у учащихся здоровые
духовные потребности и интересы.
В этом смысле большое значение имеет
нравственная атмосфера, которая складывается
в семье. Если у родителей превалируют
"вещные интересы" и заботы о поисках
материальных выгод, если личный расчет
заслоняет гражданский долг и чувства,
это весьма отрицательно сказывается
на воспитании детей. Высокий эффект дает
умелое использование принципа требовательности
в сочетании с уважением и гуманным отношением
к детям.
Требовательность
не имеет ничего общего с окриками
родителей и постоянным понуждением
детей к тем или иным формам
поведения. Главное в требовательности
- установить рациональный порядок жизни
и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений
с другими членами семьи. Если же дети
не знают своих обязанностей в семье и
не приучены к их выполнению, родителям
то и дело приходится понуждать их к той
или иной работе, что нередко порождает
сопротивление и конфликты. Требования
должны сочетаться с проявлением уважительного
отношения к детям. Окрики и различного
рода угрозы плохо действуют на детей,
травмируют их психику и нередко приводят
к неврозам. Задача школ состоит в том,
чтобы ориентировать родителей на внимательное
отношение к детям, учитывать их запросы
и интересы, связанные с чтением книг,
посещением кинотеатров, а также с участием
в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных
мероприятиях.
Действенным стимулирующим
фактором личностного развития учащихся
является создание трудовой атмосферы
в семье. Семья должна быть организована
по типу трудового коллектива, в котором
дети вносят свой посильный вклад в создание
материального благополучия и умеют соизмерять
свои потребности с материальным достатком.
Лучшее средство
стимулирования детей к труду - умение
родителей ставить трудовые задачи,
давать трудовые поручения, а также
совместно выполнять намеченную
работу. Вместе с тем родителям
необходимо помнить, что в народе всегда
стремились приохотить, а не принуждать
детей к труду. На опыте люди убеждались:
охота пуще неволи. Неумение некоторых
родителей стимулировать и расширять
сферу применения сил детей в практических
делах приводит к тому, что они не приучаются
ценить труд и формируют у себя иждивенческие
настроения.
Немаловажную
роль в побуждении учащихся к выработке
и совершенствованию своих
Серьезные вопросы
встают перед родителями в деле учета
индивидуальных особенностей и интересов
детей. Не все родители бережно относятся
к склонностям учащихся, когда
речь идет о кружковых занятиях,
литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой
работе. В отдельных семьях не создают
условий для трудовых занятий детей, не
поощряют их стремления к практической
деятельности в сфере материального производства.
Какой же должна
быть помощь школы семье в решении
этих проблем?
Основные формы
педагогической помощи:
организационно-педагогическая
работа с родителями;
осуществление
педагогического просвещения
Рассмотрим содержание
и формы этой работы. Свое влияние на воспитание
учащихся в семье школа осуществляет через
разнообразные формы организационно-педагогической
работы с родителями. Одной из таких важных
форм являются родительские собрания
и конференции. Они проводятся как в общешкольном
масштабе, так и по отдельным классам.
На общешкольных
родительских собраниях или конференциях
обсуждаются наиболее актуальные проблемы
совершенствования учебно-
Более оперативной
формой организационно-педагогической
работы с семьей являются собрания родителей
учащихся отдельных классов. На них классными
руководителями делаются сообщения о
состоянии успеваемости и дисциплины
учащихся, обсуждается информация родителей
об опыте воспитательной работы с детьми,
а также решаются вопросы, связанные с
улучшением учебной работы и поведения
отдельных школьников.
Родительские
собрания иной раз полезно проводить
вместе с учащимися. В таких случаях
создается особая психологическая
атмосфера, повышающая ответственность
как детей, так и родителей за решение
поставленной задачи. Следует подчеркнуть,
что влияние школы на воспитательную деятельность
семьи во многом зависит от того, в какой
мере школа ставит перед родителями конкретные
воспитательные задачи и дает методические
советы и рекомендации по их решению.
В системе организационно-
Действенным средством
оказания помощи семье в воспитании
детей является организация педагогического
просвещения родителей, так как многие
беды семейного воспитания обусловливаются
незнанием элементарных педагогических
истин работы с детьми. В последние годы
сложился так называемый родительский
всеобуч, основной целью которого является
проведение научно-методической работы
и который охватывает разнообразные формы
популяризации психолого-педагогических
знаний среди родителей.
Существенным
фактором влияния школы на семейное
воспитание является индивидуальная работа
с родителями. Она охватывает различные
стороны учебных занятий
Первое правило.
Основа работы классного руководителя
- действия и мероприятия, направленные
на укрепление и повышение авторитета
родителей. Нравоучительный, назидательный,
категоричный тон нетерпим в работе классного
руководителя, так как это может быть источником
обид, раздражения, неловкости. Потребность
родителей посоветоваться после категорических
«должны», «обязаны» - исчезает. Чаще всего
родители знают свои обязанности, но не
у всех на практике воспитание получается
таким, каким оно должно быть, им важно
знать не только, что делать, но и как делать.
Единственно правильная норма взаимоотношений
учителей и родителей - взаимное уважение.
Информация о работе Взаимодействие школы и семьи на современном этапе