Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие нравственного воспитания и его задачи…………………...4
Глава 2. Понятие родословной ………………………………………………...6
Глава 3. Роль семьи в формировании личности ребенка ……….....................7
Глава 4. Воспитание ребенка в различных видах деятельности……………..9
Глава 5. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…….…12 Заключение………………………………………………….…………………..16
Список использованной литературы ………………………………………....18
Приложение 1…………………………………………………………………...19
Приложение 2…………………………………………………………………...20
Приложение 3…………………………………………………………………...21
Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Глава 4. Воспитание ребенка в различных видах деятельности
Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребенка, в частности, воспитание послушания, формируется в деятельности путем упражнений в хороших поступках. Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребенка. (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Игра, труд, общение ребенка имеют большую роль в его психологическом развитии. Такой подход нашел развитие в исследованиях В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.
Рассмотри роль игры в воспитании. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Большую часть времени ребенок играет. Совместные игры родителей с детьми помогают установить контакт, взаимопонимание, добиваться выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребенком, узнать его внутренний мир.
Родители часто недооценивают роль игры, относят ее к забавам и шалостям. Они стремятся с ранних лет готовить ребенка к школе, много читают им без учета возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребенка, они покупают игрушки для более старшего возраста. В результате маленький ребенок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеет играть. Обучать его игре должны взрослые.
Для 3-4-летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедем на дачу», и др. Обращать внимание на разговор персонажей, свести к минимуму число сюжетных игрушек, использовать предметы-заместители, действовать с воображаемым предметом. Например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится в яичницу.
Пятилетний ребенок также нуждается в игре со взрослым. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер.
Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребенка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребенка. Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств.
Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребенка в семье двумя путями. В-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребенка любовь к труду, полезные навыки и привычки. Во-вторых, это происходит путем подражания ребенка трудовым занятиям родителей, его воспитывают сами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.
Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге – необходимые условия трудового воспитания. Важным условием является пример взрослых. Пагубное влияние оказывают на ребенка ежедневные повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. Дети не могут противостоять отрицательным примерам, особенно, если они исходят от близких им людей.
Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье (Т.А.Маркова):
-определить цель труда (если ребенок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);
-помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
-учить элементам планирования работы;
-показывать и объяснять (или напоминать), как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
-пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
-выяснить, что уже сделано и что можно еще сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим и др.);
-поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
-систематически проверять вместе с ребенком ход и результат работы, оценивать ее, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
-привлекать ребенка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу;
-организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат;
-использовать поощрение, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
-пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы, наталкивать на самостоятельное принятие решения;
-поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение;
- читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т.д.).
Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не только в самом труде, но и в том общении, которое несет труд или какая-либо деятельность.
Глава 5. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях” одной из основных задач стоящих перед детским садом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Внутри детского сада проводится работа с родителями своих воспитанников.
Презентация дошкольного учреждения. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Групповые собрания родителей. Родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5ч.
“Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями. В занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Наглядная пропаганда. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды являются различные стенды и уголки для родителей.
За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка. Это могут быть университеты педагогических знаний, кинолектории, школы для родителей, тематические выставки, дни открытых дверей в дошкольных учреждениях, родительские конференции и т.п.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Заключение
Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются на основе принципа коммунистической идейности и целенаправленности, т. е. в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания. Нравственное воспитание в советском детском саду проникнуто идеями коммунистической морали: «Человек человеку друг, товарищ, брат», идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Педагог руководствуется этими принципами во всей воспитательно-образовательной работе.
Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. Н. К. Крупская, подчеркивая важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать».
Информация о работе Задачи нравственного воспитания. Роль современной семьи