Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Овладение правильным произношением большинства звуков происходит у него не сразу, а чрез промежуточные звуки. Это период так называемого физиологического (возрастного) косноязычия.
Необходимо отметить, что этот термин был впервые введен Хватцевым М.Е. и просуществовал в логопедической практике до 60-х годов прошлого столетия. Именно благодаря Правдиной О.В. и Ляпидевскому С.С. термин «косноязычие» был отменен, а все произносительные дефекты разделены на дислалию и дизартрию, поэтому термин «дислалия» – сравнительно новый, и многие авторы придерживались тенденции употреблять народный, общепринятый термин «косноязычие».
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие дислалии…………………………………………………………..4
2. Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией…………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………10
Приложение…………………………………………………………………...11
Литература…………………………………………………………………….15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГОПЕДИИ (РАЗДЕЛ «ДИСЛАЛИЯ»)
ТЕМА: Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии.
Выполнена:
Н.Новгород, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие дислалии……………………………………
2. Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией…………………………………..7
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Полноценное развитие личности
ребенка невозможно без воспитания
у него правильной речи. Однако выполнение
этой задачи связано с определенными
трудностями, являющимися следствием
чрезвычайной сложности самого явления речи. Речевой функцией ребенок овладевает
постепенно, путем подражания произношению
звуков и слов взрослых. Овладение правильным
произношением большинства звуков происходит
у него не сразу, а чрез промежуточные
звуки. Это период так называемого физиологического
(возрастного) косноязычия.
Необходимо отметить, что этот термин
был впервые введен Хватцевым М.Е. и просуществовал
в логопедической практике до 60-х годов
прошлого столетия. Именно благодаря Правдиной О.В.
и Ляпидевскому С.С. термин «косноязычие»
был отменен, а все произносительные дефекты
разделены на дислалию и дизартрию, поэтому
термин «дислалия» – сравнительно новый,
и многие авторы придерживались тенденции
употреблять народный, общепринятый термин
«косноязычие».
Под дислалией понимаются нарушения звукопроизношения,
обусловленные расстройством нейродинамики
(слабостью дифференцировок) функциональной
или органической природы. Своеобразие
фонетических нарушений звукопроизношения,
неизжитых детьми в дошкольном возрасте,
в дальнейшем самостоятельно не исчезают,
а переходят в стойкие дефекты произношения.
При относительной норме лексико-грамматической
стороны речи у ребенка дислалия может
выступать в виде изолированного дефекта.
Однако встречаются случаи, когда дислалия
сопутствует более сложным речевым нарушениям,
выражающимися в различной степени лексико-грамматического
недоразвития.
Так или иначе, «дислалия у детей зависит
не столько от несовершенства функций
их слухового анализатора, сколько от
трудностей выработки соответствующих
артикуляционных укладов, т.е. от трудностей
выработки сложной координации движений
органов речевой артикуляции»
1. Понятие дислалии.
Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:
В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".
3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм - звуков к и к"
гаммацизм - звуков г и г"
хитизм - звуков х и х"
йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения
- недостатки произношения
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушенно до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.
В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.
При проведении логопедических
занятий мы часто сталкиваемся с
необходимостью разнообразить приёмы
своей работы. Важно не только реализовать
поставленные перед логопедом задачи
занятия, но и длительное время удержать
внимание детей на учебном материале. Для малышей занятия по автоматизации
звуков бывают зачастую трудны. К тому
же, у детей с нарушениями речи внимание
неустойчиво и они быстро устают. Игры
на логопедических занятиях помогают
разнообразить работу на одном из этапов
постановки звуков, сделать задания для
детей интересными, эмоционально-окрашенными,
развивающими и познавательными. На этапе
автоматизации главная цель – добиться
правильного произношения поставленного
звука во всех формах речи: в слогах, в
словах, в предложениях и в свободной речи.
Доступнее всего это происходит в игре,
игровых упражнениях – ведущем виде деятельности
детей-дошкольников.
2. Дидактическая
игра как средство развития
звукопроизношения у
Игра имеет важное значение в развитии ребенка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет
Для проведения любой практической деятельности, эксперимента, необходим тщательный подбор определенных методик, касающихся основной проблемы. Логопеду необходимо знать, какую методику нужно использовать, какие методы при работе с детьми необходимы. Главное - правильно провести обследование, отработать полученные данные и сделать верное логопедическое заключение, тем самым определить диагноз ребенка. Подбор методик проводится с использованием полученных данных при обследовании и сугубо индивидуальными особенностями детей.
Основной целью логопедического
На всех этапах обучения
правильному произношению целесообразно
использовать упражнения в форме игр:
с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений,
с пением.
В российской педагогической энциклопедии
дидактические игры рассматриваются как
специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения игры. Дидактическая
игра представляет собой многоплановое,
сложное педагогическое явление: она является
и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка.
На каждом
этапе обучения правильному звукопроизношению
может использоваться специальная система
таких игр и упражнений, как на специальных
фронтальных, подгрупповых и индивидуальных
видах организованной деятельности.
В работе
с детьми для автоматизации звуков и овладении коммуникативными
навыками при полиморфной дислалии
применяют следующие игры:
Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Игры на различение неречевых звуков.
Игры на различение звуков речи.
Игры на автоматизацию звуков.
Игры на дифференциацию звуков.
Игры дошкольникам предлагаются
в данной последовательности с постепенным
усложнением. Самыми простыми играми для
дошкольников являются игры первого
периода. Наибольшую трудность вызывают
игры последней группы, которые требуют активизации собственного опыта
и реализации сформированных навыков.
Данные группы игр развивают фонематические
процессы.
Заключение.
Чем чаще в семье обращают внимание на воспитание у ребенка правильного звукопроизношения, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка.
Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в дошкольном возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.
Использование игры и игровой ситуации на логопедических занятиях у детей с нарушением звукопроизношения (дислалия) помогает формированию правильной речи.
Кроме очевидного положительного воздействия игры и игровой ситуации на формирование правильной речи у детей, игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
В своих работах Н.К.
Крупская неоднократно подчеркивала:
"Для ребят дошкольного
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Тогда и только тогда ребенок вырастет разносторонней личностью и полноценным членом общества.
Приложение
Развитие слухового внимания
Игра "Скажи, что ты слышишь"
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Развитие речевого слуха
Игра "Лягушка"
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: "Ква-ква-ква".
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Развитие фонематического слуха
Игра "Красный - белый"
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
Развитие воздушной струи
Игра "Пузырь"
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя "Воздух выходит" или"Пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала "Лопнул" нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).
Автоматизация и дифференциация звуков