Значение развития мелкой моторики пальцев рук для преодоления нарушения звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:32, лекция

Описание

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Работа состоит из  1 файл

Значение развития мелкой моторики пальцев рук для преодоления нарушения звукопроизношения.docx

— 14.79 Кб (Скачать документ)

Значение  развития мелкой моторики пальцев рук для  преодоления нарушения  звукопроизношения

Мелкая моторика - это точные общие и специальные  движения пальцев рук. Она тесно  связана с развитием произвольного  внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к  выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда  движения пальцев рук достигают  достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные  движения пальцами, у него резко  усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов  мозга, то есть речевые области формируются  под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются  научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать  в руки большие и маленькие  предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать  коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать  тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при  своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда  это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка  двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические  упражнения по тренировке движений пальцев  являются мощным средством повышения  работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда  ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

· Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

· Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный  фон, развивают умение подражать  взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

· Малыш учится концентрировать  своё внимание и правильно его распределять.

· Если ребёнок будет  выполнять упражнения, сопровождая  их короткими стихотворениями, то его  речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и  последовательность движений.

· У малыша развивается  воображение и фантазия. Овладев  многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

· В результате пальчиковых  упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность  и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Информация о работе Значение развития мелкой моторики пальцев рук для преодоления нарушения звукопроизношения