Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:42, реферат
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
ФБГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Реферат
По дисциплине психосоциальное сопровождение психического развития детей раннего возраста
На тему: «развитие мелкой моторики у младенцев»
Содержание
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Об умениях ребенка в 6 мес. приведу цитату: "Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие.
В пальцах содержится большое количество нервных окончаний, и если их регулярно стимулировать, можно добиться более активного функционирования всех систем организма. Но это еще не все.
Развитие мелкой моторики у детей способствует тому, что ребенок быстрее начнет говорить, раньше научится складывать пазлы, рисовать, аккуратно писать, и у него хорошо будет развито логическое мышление. Вот поэтому развитию мелкой моторики у детей, особенно до года, нужно уделять особое внимание. Как это сделать?
Вы наверняка неоднократно наблюдали, как кроха поднимает руки к подбородку и сжимает кулачки. Это является следствием гипертонуса мышц, и проходит уже к 3 месяцам. Но вам вполне по силам ускорить этот процесс с помощью массажа. Каждый день уделяйте несколько минут массирования пальцев и ладошек малыша. Не забывайте о развитии хватательного рефлекса: вложите свои пальцы в ладони ребенка, и когда он схватит их, слегка потяните его на себя.
С трех месяцев ребенку становиться интересно все попробовать на ощупь. Пройдет немного времени, и он начнет сопоставлять зрительный образ и тактильное ощущение. Малыш только знакомиться с разными фактурами, поэтому постарайтесь дать ему как можно больше материалов.
Можно пошить мешочки из разной ткани: х/б, фланелевой, махровой, холщевой. Заполнить мешочки можно различными наполнителями: крупами, солью, мелкими камешками. Повесьте их над манежем, пусть кроха изучает незнакомые предметы.
Ребенок в 4 месяца уже осмысленно тянется к подвешенным над кроваткой игрушкам. Таким образом, происходит формирование зрительно-моторной координации. Постепенно ребенок научится сопоставлять размеры предметов, оценивать расстояние и продумывать, как их лучше схватить.
После 6 месяцев руки крохи становятся более сильными и ловкими. Он уже легко удерживает предметы, и старается управлять пальцами. Как раз в это время малыш учится противопоставлять большой палец остальным. Это очень важное достижение.
В
круг навыков мелкой моторики у маленького
ребенка входят:
• Умение осознанно и целенаправленно
двигать руками – по большей части это
происходит под контролем зрения.
• Умение координировать движения рук.
Этот навык проходит несколько стадий:
от неточных асимметричных движений ребенок
переходит к симметричному использованию
рук, а затем снова, но уже на более выкоком
уровне, использует асимметричные действия,
когда одной рукой он держит предмет, а
другой рукой трогает детали. Здесь можно
привести в пример игру, когда ребенок
играет с колечком и висящими на нем пластмассовыми
ключами.
• Умение поворачивать запястья. Мы можем
заметить такие движения у малыша,
когда он рассматривает свои ручки
или поворачивает и вращает игрушкой,
зажатой в кулачок, ища способ
засунуть ее в рот.
• Умение использовать разные виды захватов,
начиная от ладонных и до сложных пальцевых.
Сразу скажу, что, вопреки сложившемуся
представлению о сроках появления захватов,
даже самые сложные из них можно заметить
у младенца первого года жизни: например,
когда он, лежа у груди матери, теребит
ее цепочку, удерживая ее щепотным или
пинцетным захватом.
Расскажем о захватах подробнее:
Ладонный захват: ребенок берет
предмет, подгребая его пальцами к ладони.
В раннем возрасте ребенок, захватив игрушку,
удерживает ее в кулачке. При этом важно,
чтобы большой палец был снаружи и лежал
поперек остальных четырех пальцев. Сожмите
кулак сами – и вы поймете, о чем идет речь.
Ладонно-пальцевый захват. Это
переходный захват от ладонного – к захвату
щепотью. В сложной деятельности формируется
после двух лет, но захватывать мелкие
детали предметов таким способом ребенок
может уже на первом году жизни. Именно
таким образом ребенок способен хватать
плоские детали игрушек.
Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать
предмет большим, средним и указатель
ным пальцем. В деятельности используется
после трех лет, но, как уже было сказано
выше, присутствует у малыша уже на первом
году жизни: например, при захвате длинной
тонкой ленты или шнурка.
При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет,
зажимая его большим и указательным пальцами.
Так малыши могут брать крошки со стола
или, к ужасу родителей, подбирать с пола
перышки и соринки.
Нарушения мелкой моторики:
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
Также нарушения мелкой моторики
могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцереб
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учереждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные). Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1) 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три"). 3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т.д.) 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК". Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальцак кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2) 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка "БЕЛКА". Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Воспитетель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3) 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными). 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены). 5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК". Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья. Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4) 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками). 3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка "БЕЛКА". ... Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди ... Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5) 1. Замок (на счет "раз" ладони вместе, а насчет "два" пальцы соединяются в "замок"). 2. Лиса и заяц (лиса "крадется" все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" перебирая пальцами, быстро движутся назад). 3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:" Hу-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому дрова рубить. Печи все тебе топить. А тебе воду носить. А тебе обед варить. А малышке песни петь. Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку –белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.
С 10 месяцев развитие мелкой моторики
руки ребенка протекает более
активно. Приобретите набор складных
матрешек, пирамидки и прочие аналогичные
игрушки – пусть ребенок