Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие:
1.отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях,
2.умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.).
Иначе говоря, требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.
Введение
1.Двигательный анализатор
2.Развитие двигательной координации
3.Развитие органов зрения у детей и подростков
4.Адаптация зрения и роль движений глаз в зрении
5.Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы
Контрольная
работа по теме: Зрительно двигательная
готовность к изобразительной деятельности
Содержание
Введение…………………………………………………………
Двигательный
анализатор…………………………………………..……
Развитие двигательной
координации…………………………………..……….
Развитие органов зрения у детей и подростков…………………………….….. 8
Адаптация зрения и роль движений глаз в зрении ……………………………11
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности ……..13
Заключение ………………………………………………………………………16
Список литературы
……………………………………………………………...18
Введение
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие:
Иначе
говоря, требуется не только особая
организация восприятия с целью
образования соответствующих
Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.
Нормальное функционирование двигательного анализатора имеет большое значение не только для деятельности мышечной системы.
Изучение этих реакций имеет важное практическое значение для оптимальной организации игровой, учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков
Развитие двигательного и зрительного анализаторов происходит на самых ранних этапах онтогенеза независимо друг от друга. Однако к 3-6 мес. данные системы объединяются в общую функциональную систему регуляции движений (В. А. Гатев, 1973).
Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и других органов чувств, идет от периферии к центру.
Моторика
глаз — неотъемлемый компонент всех
видов познавательной активности, в
том числе и учебной
Двигательный анализатор
Двигательный анализатор, так же как вестибулярный аппарат, имеет большое значение в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех двигательных действий человека — от локомоторных движений до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков.
Периферическая
часть двигательного
Адекватным
раздражителем для
И. П. Павлов
помимо сенсорных зон к корковому
концу двигательного
Впервые идеи о присутствии в мышцах особых, «чувствующих» нервных приборов «темного мышечного чувства», обеспечивающих оптимальную регуляцию движений человека, были высказаны выдающимся отечественным физиологом И. М. Сеченовым в «Рефлексах головного мозга» (1863) и других работах. Таким образом, связав ощущения с движениями и высказав идею их регулирования чувствованием, И. М. Сеченов предвосхитил открытие проприорецепции и кольцевого характера управления движениями с помощью обратных связей.
Нормальное
функционирование двигательного анализатора
имеет большое значение не только
для деятельности мышечной системы.
Проприоцптивная импульсация
Изучение этих реакций имеет важное практическое значение для оптимальной организации игровой, учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков. Наконец, взаимодействие кинестетических импульсов с деятельностью кожного анализатора, обеспечивает человеку кинестезию, играющую важную роль в познании окружающего мира.
В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1—3 месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы двигательного анализатора достигают высокой степени морфологической зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6—7 лет. С 3 до 7—8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. В 6—7 лет объем подкоркового отдела составляет уже 94—98 % от его величины у взрослого, а объем корковых зон — 74—84 %. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках (суставно-связочный аппарат), заканчивается морфологически и функционально к 13—14 годам, а проприорецепторов мышц — к 12—15 годам. К этому возрасту они уже практически не отличаются от проприорецептивного аппарата взрослого человека. Кинестетические механизмы регуляции парной деятельности рук и ног интенсивно развиваются с 7—11 до 14—15 лет.
Интересно,
что интенсивная двигательная деятельность
существенно стимулирует
Развитие двигательной
координации
С первых часов жизни у детей функционирует контроль за деятельностью спинальных мотонейронов со стороны вестибулярного анализатора. Контроль этот может быть направлен как на уменьшение, так и на увеличение активности мотонейронного пула. Для развития двигательной координации важна взаимосвязь между двигательными и дистантными анализаторами. У новорожденного ребенка движения глаз и рук весьма хаотичны. Первые двигательные условнорефлекторные реакции на зрительный раздражитель появляются у детей на 3-м мес., а на слуховой - на 4-м мес.
Сопоставление этих сроков со временем выработки условных реакций на тактильные и кинестетические раздражители свидетельствует о том, что первые условные рефлексы образуются значительно раньше на сигналы, адресованные к филогенетически более древним отделам мозга: тактильному и двигательному анализаторам.
Развитие двигательного и зрительного анализаторов происходит на самых ранних этапах онтогенеза независимо друг от друга. Однако к 3-6 мес. данные системы объединяются в общую функциональную систему регуляции движений (В. А. Гатев, 1973). Этому способствует интенсивное развитие в мозге ребенка после его рождения интракортикальных связей. Особенно активно растут ассоциативные пути, создающие структурную основу усиления интегративной деятельности головного мозга в постнатальном онтогенезе.
Системы
управления движениями глаз и рук
имеют свои особенности развития. Движения
глаз интенсивно развиваются впервые
3 мес. жизни ребенка. Вначале формируется
слежение по горизонтали, затем по вертикали
и, наконец, по кругу (Н. А. Фигурин, М. П.
Денисова, 1949; А. М. Фонарев, 1959).
Развитие органов зрения
у детей и подростков.
В
процессе постнатального развития органы
зрения человека претерпевают значительные
морфофункциональные
Процесс
развития и совершенствования
Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Интересно, что у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82 % детей, а близорукость— у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14—16 годам 11 %. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и др.
В
процессе развития существенно меняются
цветоощущения ребенка. У новорожденного
в сетчатке функционируют только
палочки, колбочки еще незрелые и
их количество невелико. Элементарные
функции цветоощущения у
Интересно также отметить, что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее — синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. Реакцию на форму предмета можно отметить уже у 5-месячного ребенка. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.
С возрастом повышается также острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9— 10 лет и достигает к 17—22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7—8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.
Поле
зрения особенно интенсивно развивается
в дошкольном возрасте, и к 7 годам
оно составляет приблизительно 80 % от
размеров поля зрения взрослого. В развитий
поля зрения наблюдаются половые
особенности. По данным Б. Г. Ананьева и
сотрудников (1968), в 6 лет поле зрения у
мальчиков больше, чем у девочек, в 7—8
лет наблюдается обратное соотношение.
В последующие годы размеры поля зрения
сравниваются, а с 13—14 лет его размеры
у девочек больше. Указанные возрастные
и половые особенности развития поля зрения
должны учитываться при организации дифференцированного
индивидуального обучения детей и подростков.
Поле зрения определяет объем учебной
информации, воспринимаемой ребенком,
т. е. пропускную способность зрительного
анализатора и, следовательно, учебные
возможности учащихся. В процессе онтогенеза
пропускная способность зрительного анализатора
также изменяется . До 12—13 лет существенных
различий между мальчиками и девочками
не наблюдается, а с 12—13 лет у девочек
пропускная способность зрительного анализатора
становится выше и это различие сохраняется
в последующие годы. Интересно, что уже
к 10—11 годам этот показатель приближается
к уровню взрослого человека, который
в норме составляет 2—4 бит/с.
Информация о работе Зрительно двигательная готовность к изобразительной деятельности