Зрительно двигательная готовность к изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание

Для выполнения любого рисунка необходимо наличие:
1.отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях,
2.умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.).
Иначе говоря, требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.

Содержание

Введение
1.Двигательный анализатор
2.Развитие двигательной координации
3.Развитие органов зрения у детей и подростков
4.Адаптация зрения и роль движений глаз в зрении
5.Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

изо.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

 

Адаптация зрения и  роль движений глаз в зрении. 

     Чувствительность зрительных рецепторов к световым раздражениям поистине феноменальна. Согласно данным советского ученого-физика С. И. Вавилова (1891 —1951), глаз способен уловить всего несколько квантов света. Ни один физический прибор пока не обладает такой высокой чувствительностью к свету, как глаз.

     Однако  чувствительность фоторецепторов непостоянна, при ярком освещении она падает, а в темноте возрастает. Такое  приспособление глаз к уровню освещенности обеспечивает нам возможность восприятия предметов и днем и ночью. Различают темповую адаптацию (при переходе от света к темноте) и световую (от темноты к свету). Первая составляет десятки минут, вторая измеряется секундами .

     Современные исследования показывают, что адаптация  глаз связана с накоплением или  расходованием зрительных пигментов. При действии на фоторецепторы света зрительные пигменты разрушаются, и их чувствительность к свету падает. В связи с этим если бы наши глаза при рассматривании предметов были неподвижны, то вскоре вследствие разрушения зрительных пигментов в фоторецепторах их изображение на сетчатке исчезло бы, так как разрушались бы зрительные пигменты именно в тех рецепторах, на которые падают лучи от рассматриваемого предмета. Однако при рассматривании как движущихся, так и неподвижных предметов глаза постоянно находятся в движении, которое осуществляется с помощью специальных мышц.

     Моторика  глаз — неотъемлемый компонент всех видов познавательной активности, в  том числе и учебной деятельности детей и подростков. Глаза, образно  говоря, ощупывают предметы, выделяя в них наиболее существенные детали. Внешне при этом глаза остаются неподвижными, так как их движения осуществляются за сотые доли секунды и имеют микроскопический размах. В результате в каждую долю секунды возбуждаются новые фоторецепторы, а там, где волна возбуждения прошла, идут процессы восстановления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной  деятельности. 

   Первоначальное  усвоение новых движений полностью  осуществляется под контролем зрения. По мере формирования двигательных навыков функции зрительного контроля уменьшаются, однако никогда не снимаются полностью. Движения руки у нормально развивающегося ребенка уже к трем-четырем годам в значительной степени сформированы, хотя еще и недостаточно координированы. Действия, которые он совершает, как правило, неуверенны, скованны, неточны. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

   По  данным Г. А. Кислюк, у детей 6—7 лет  этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей 3—4 лет.

   Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием орудий и инструмента  предъявляет новые, повышенные требования к моторике ребенка. Графические  умения и навыки, столь необходимые  для изобразительной деятельности, требуют тонких и сложных дифференцировок, единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации. Нельзя полагать, что движения, направленные на выполнение рисунка, могут возникать спонтанно и направляться самим процессом изображения. Технике рисунка детей необходимо обучать. Ряд исследователей, придавая большое значение технической стороне рисования, подчеркивают необходимость развития руки и глаза, согласованности их действий.

   Готовность  к изобразительной деятельности определяется умением производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т.д.

   Готовность  к изобразительной деятельности может так же характеризоваться, достаточным развитием рабочих движений у учащихся школы, правильным функционированием общей ориентировочной деятельности. Осознание цели упражнения, при встрече с трудностями продолжение работы и следование поставленной задачи, критическое отношение к полученным результатам помогают формировать двигательный образ.

   У таких детей можно крайне редко заметить, например нарушением работоспособности (утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости деятельности, потеря контроля над движением и т.п.).

   Нормальное  функционирование и полноценное  развитие глазомерных навыков позволяете производить зрительное сопоставление протяженности и направления.

   Процесс изобразительной деятельности требует  достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному  контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.

   Такая координация у учащихся школы вырабатывается не сразу. Несмотря на то, что у детей 6—7 лет, как правило, отсутствуют расстройства двигательного анализатора или нарушения, тем не менее, некоторые из них испытывают незначительные затруднения в организации сложных двигательных актов. Учащиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием. При этом допускают немного нерациональных движений. Мелкая мускулатура пальцев у детей этого возраста пока не достаточна, развита и скоординирована со зрительным анализатором. Поэтому в первоначальный период занятий рисованием учащиеся, всецело поглощены процессом нанесения линий, а зрительный контроль направления движения сведен до минимума. Рисуя с образца, ученики нередко допускают некоторые неточности в передаче контуров изображаемых фигур, слегка искажают их пропорции. Сосредоточив внимание на проведении линий, т.е. на технической стороне рисования, ребенок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать.           

   Наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения заданий по рисованию и анализ их графической деятельности позволяют выделить несколько групп учащихся.

   Первую  группу образуют дети, которые сравнительно легко выполняют по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания. Действия этих учащихся уверенны; целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество раскраски (штрихи наносятся равномерно, в одном направлении и не выходят за пределы контура).

   Вторую  группу составляют учащиеся, которые  допускают в процессе рисования  много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук  быстры, размашисты, иногда импульсивны. Работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим учащимся довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствует достаточная ритмичность. Темп движений носит непостоянный характер; как правило, он увеличивается к концу выполнения задания.

   Наконец, можно выделить третью группу школьников, для которых характерна заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполнении графических упражнений скованны, напряженны, очень замедленны. Предлагаемые задания выполняются учащимися неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном еле заметны, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще более ослабевает к концу задания. Мелкие движения рук недостаточно координированы.

   Моторика совершенствуется с возрастом: убыстряется темп движений, улучшаются соизмерения силовых усилий в пространственных координатах, вырабатывается одновременность (согласованность) движений, уменьшается количество дополнительных движений, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. В огромной степени этому способствуют активные занятия изобразительной деятельностью.  
 

 

Заключение 

   Существуют  данные  Р.Д.Бабенковой «…из тринадцати обследованных учащихся младших классов специальной школы у одиннадцати движения оказались так или иначе нарушенными. Прежде всего, нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на написание букв и цифр, на развитие умения рисовать. В частности, замедленный темп движений умственно отсталых школьников объясняется недостаточной подвижностью нервных процессов, а неточность движений — их недифференцированное и чрезмерной иррадиированностью. Кроме того, почти всем детям-олигофренам, свойственны легко выраженные центральные парезы черепно-мозговых нервов и конечностей».

   Фронтальное обучение рисованию в школе организуется, как правило, без учета уровня графической готовности учащихся. Во многих случаях не принимаются во внимание особенности двигательных функций отдельных учеников. В  связи с этим важно перед началом систематических занятий проводить во всех классах фронтальную проверку, которая позволяла бы установить графическую подготовленность каждого ребенка. Состояние развития моторики руки и зрительно-двигательной координации в зависимости от возраста и, следовательно, степень готовности школьников к изобразительной деятельности были подвергнуты специальному изучению. Можно говорить о специфическом характере выполнения ими различных графических упражнений. Возможно, сделать следующие выводы:

   Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.

   Наличие в каждом классе нескольких резко  отличающихся одна от другой групп  учащихся обусловливает необходимость дифференциации коррекционно-воспитательной работы при формировании технических умений. Трудности, связанные с недостаточным развитием зрительно- двигательной координации, в процессе систематических занятий постепенно преодолеваются. По данным ряда исследователей, моторика совершенствуется с возрастом: убыстряется темп движений, улучшаются соизмерения силовых усилий в пространственных координатах, вырабатывается одновременность (согласованность) движений, уменьшаются синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным). В огромной степени этому способствуют активные занятия изобразительной деятельностью.  
 

 

Список литературы 

1) И. А. Грошенков, - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА, - Москва, - 2002 - ACADEMA

2)http://www.format.org.ua/?Problemy_razvitiya_regulyatornyh_funkcii:Razvitie_dvigatelmznoi_koordinacii

3)http://www.detskaya-medicyna.ru/index.php/morfofunkcionalnye-osobennosti-organov-chustv

Информация о работе Зрительно двигательная готовность к изобразительной деятельности