Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие:
1.отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях,
2.умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.).
Иначе говоря, требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.
Введение
1.Двигательный анализатор
2.Развитие двигательной координации
3.Развитие органов зрения у детей и подростков
4.Адаптация зрения и роль движений глаз в зрении
5.Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы
Адаптация зрения и
роль движений глаз
в зрении.
Чувствительность зрительных рецепторов к световым раздражениям поистине феноменальна. Согласно данным советского ученого-физика С. И. Вавилова (1891 —1951), глаз способен уловить всего несколько квантов света. Ни один физический прибор пока не обладает такой высокой чувствительностью к свету, как глаз.
Однако
чувствительность фоторецепторов непостоянна,
при ярком освещении она
Современные исследования показывают, что адаптация глаз связана с накоплением или расходованием зрительных пигментов. При действии на фоторецепторы света зрительные пигменты разрушаются, и их чувствительность к свету падает. В связи с этим если бы наши глаза при рассматривании предметов были неподвижны, то вскоре вследствие разрушения зрительных пигментов в фоторецепторах их изображение на сетчатке исчезло бы, так как разрушались бы зрительные пигменты именно в тех рецепторах, на которые падают лучи от рассматриваемого предмета. Однако при рассматривании как движущихся, так и неподвижных предметов глаза постоянно находятся в движении, которое осуществляется с помощью специальных мышц.
Моторика
глаз — неотъемлемый компонент всех
видов познавательной активности, в
том числе и учебной
Зрительно-двигательная
готовность к изобразительной
деятельности.
Первоначальное усвоение новых движений полностью осуществляется под контролем зрения. По мере формирования двигательных навыков функции зрительного контроля уменьшаются, однако никогда не снимаются полностью. Движения руки у нормально развивающегося ребенка уже к трем-четырем годам в значительной степени сформированы, хотя еще и недостаточно координированы. Действия, которые он совершает, как правило, неуверенны, скованны, неточны. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.
По данным Г. А. Кислюк, у детей 6—7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей 3—4 лет.
Переход
к усложненным формам ручной деятельности
с использованием орудий и инструмента
предъявляет новые, повышенные требования
к моторике ребенка. Графические
умения и навыки, столь необходимые
для изобразительной
Готовность к изобразительной деятельности определяется умением производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т.д.
Готовность к изобразительной деятельности может так же характеризоваться, достаточным развитием рабочих движений у учащихся школы, правильным функционированием общей ориентировочной деятельности. Осознание цели упражнения, при встрече с трудностями продолжение работы и следование поставленной задачи, критическое отношение к полученным результатам помогают формировать двигательный образ.
У таких детей можно крайне редко заметить, например нарушением работоспособности (утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости деятельности, потеря контроля над движением и т.п.).
Нормальное функционирование и полноценное развитие глазомерных навыков позволяете производить зрительное сопоставление протяженности и направления.
Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.
Такая координация у учащихся школы вырабатывается не сразу. Несмотря на то, что у детей 6—7 лет, как правило, отсутствуют расстройства двигательного анализатора или нарушения, тем не менее, некоторые из них испытывают незначительные затруднения в организации сложных двигательных актов. Учащиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием. При этом допускают немного нерациональных движений. Мелкая мускулатура пальцев у детей этого возраста пока не достаточна, развита и скоординирована со зрительным анализатором. Поэтому в первоначальный период занятий рисованием учащиеся, всецело поглощены процессом нанесения линий, а зрительный контроль направления движения сведен до минимума. Рисуя с образца, ученики нередко допускают некоторые неточности в передаче контуров изображаемых фигур, слегка искажают их пропорции. Сосредоточив внимание на проведении линий, т.е. на технической стороне рисования, ребенок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать.
Наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения заданий по рисованию и анализ их графической деятельности позволяют выделить несколько групп учащихся.
Первую группу образуют дети, которые сравнительно легко выполняют по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания. Действия этих учащихся уверенны; целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество раскраски (штрихи наносятся равномерно, в одном направлении и не выходят за пределы контура).
Вторую группу составляют учащиеся, которые допускают в процессе рисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук быстры, размашисты, иногда импульсивны. Работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим учащимся довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствует достаточная ритмичность. Темп движений носит непостоянный характер; как правило, он увеличивается к концу выполнения задания.
Наконец, можно выделить третью группу школьников, для которых характерна заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполнении графических упражнений скованны, напряженны, очень замедленны. Предлагаемые задания выполняются учащимися неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном еле заметны, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще более ослабевает к концу задания. Мелкие движения рук недостаточно координированы.
Моторика
совершенствуется с возрастом: убыстряется
темп движений, улучшаются соизмерения
силовых усилий в пространственных координатах,
вырабатывается одновременность (согласованность)
движений, уменьшается количество дополнительных
движений, непроизвольно присоединяющиеся
к произвольным. В огромной степени этому
способствуют активные занятия изобразительной
деятельностью.
Заключение
Существуют данные Р.Д.Бабенковой «…из тринадцати обследованных учащихся младших классов специальной школы у одиннадцати движения оказались так или иначе нарушенными. Прежде всего, нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на написание букв и цифр, на развитие умения рисовать. В частности, замедленный темп движений умственно отсталых школьников объясняется недостаточной подвижностью нервных процессов, а неточность движений — их недифференцированное и чрезмерной иррадиированностью. Кроме того, почти всем детям-олигофренам, свойственны легко выраженные центральные парезы черепно-мозговых нервов и конечностей».
Фронтальное
обучение рисованию в школе
Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.
Наличие
в каждом классе нескольких резко
отличающихся одна от другой групп
учащихся обусловливает необходимость
дифференциации коррекционно-воспитательной
работы при формировании технических
умений. Трудности, связанные с недостаточным
развитием зрительно- двигательной координации,
в процессе систематических занятий постепенно
преодолеваются. По данным ряда исследователей,
моторика совершенствуется с возрастом:
убыстряется темп движений, улучшаются
соизмерения силовых усилий в пространственных
координатах, вырабатывается одновременность
(согласованность) движений, уменьшаются
синкенезии (дополнительные движения,
непроизвольно присоединяющиеся к произвольным).
В огромной степени этому способствуют
активные занятия изобразительной деятельностью.
Список литературы
1) И. А. Грошенков, - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА, - Москва, - 2002 - ACADEMA
2)http://www.format.org.ua/?
3)http://www.detskaya-
Информация о работе Зрительно двигательная готовность к изобразительной деятельности