Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:09, реферат
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
I Теоретическая часть 3
1.1 Понятие и особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения 3
1.2 Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ 7
1.3 Организация жизнедеятельности детей в период адаптации ребенка к условиям в ДОУ 9
1.4 Контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации 12
1.5 Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ 14
II Практическая часть 16
2.1 Состояние здоровья детей в период адаптации 16
2.2. Рекомендации для воспитателя по введению ребенка в условия образовательного учреждения 18
2.3 Выводы о роли семьи и воспитателя на состояние здоровья детей во время адаптации детей к условиям в ДОУ 19
2.4 Памятка для родителей: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад» 19
2.4 Памятка для родителей: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад» 20
Список литературы 22
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек
старается активно изменять условия
среды, приспосабливая ее к себе, и
таким образом
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.
В условиях семьи ребёнок с первых
дней жизни привыкает к
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у
которых преобладает
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении
с близкими взрослыми как
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении
со взрослыми на
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для
ребенка более характерной
Третий этап привыкания для детей
первой группы характеризуется тем,
что общение принимает
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней).
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. легкая адаптация:
-временное нарушение сна (
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные
-характер взаимоотношений со
взрослыми и двигательная
-функциональные нарушения
2. Средняя адаптация: все
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
сопровождается грубым
4. Очень тяжелая адаптация:
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего
с режимом дошкольного
-наличие у ребенка
-неумение занять себя
-отсутствие элементарных
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего
Первичный прием ребенка в ДОУ должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия.
Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.
Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.
В период адаптации ребенку не рекомендуется
проводить прививки. Первая профилактическая
прививка в ДОУ назначается по
окончании периода адаптации, но
не ранее чем через месяц после поступления
ребенка. Организация игровой деятельности
в первые дни ближе к взрослому, в стороне
от детей, помогает ребенку привыкнуть
к новому фактору – большому количеству
сверстников – и удовлетворить чрезвычайно
острую в период адаптации потребность
в эмоциональном контакте со взрослыми.
Удовлетворению этой потребности также
хорошо помогает частое ласковое обращение
к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое
пребывание малыша на руках, тактильный
контакт (поглаживание, ласковые прикосновения).
Если ребенок очень привязан к маме, сильно
плачет, отказывается есть, рекомендуется
рассмотреть вопрос о ее кратковременном
присутствии (при соблюдении санитарно-
Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-
Особое внимание воспитатель и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах
Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками.
Информация о работе Адаптация детского организма к условиям образовательного учреждения