Адаптация детского организма к условиям образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:09, реферат

Описание

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Содержание

I Теоретическая часть 3
1.1 Понятие и особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения 3
1.2 Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ 7
1.3 Организация жизнедеятельности детей в период адаптации ребенка к условиям в ДОУ 9
1.4 Контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации 12
1.5 Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ 14
II Практическая часть 16
2.1 Состояние здоровья детей в период адаптации 16
2.2. Рекомендации для воспитателя по введению ребенка в условия образовательного учреждения 18
2.3 Выводы о роли семьи и воспитателя на состояние здоровья детей во время адаптации детей к условиям в ДОУ 19
2.4 Памятка для родителей: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад» 19
2.4 Памятка для родителей: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад» 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

текст.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Наблюдение за адаптацией детей  осуществляется по следующим критериям:

  • Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит воспитатель в 1 младшей группе  ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются  следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит.  Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками «отклонений не выявлено», «отклонения незначительные», «отклонения умеренно выражены», «отклонения сильно выражены» . После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.
  • Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей.
  • Динамика нервно-психического развития (используется у детей 1 младшей группы; проводится психологом 1 раз в неделю).
  • Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.
  • Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.
  • Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

Медицинская сестра ДОУ еженедельно  анализирует  листы адаптации  и выделяет  детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней с 3 до 7 лет и 30 дней – у детей до 3-хлет; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной считается  адаптация с умеренно выраженными  эмоционально-поведенческими реакциями  и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода – не более 45 дней для дошкольников ( с 3 до 7 лет) и 75 дней для детей  1 младшей группы (с 3 до 7 лет). В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

 

1.5 Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ

 

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать  события, случившиеся за день – это  верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности и не допускать следующих ошибок по отношению к детям в период адаптации:

• Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

• Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.

• Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

• Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие  и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.

• Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

 

II Практическая часть

2.1  Состояние здоровья детей  в период адаптации

 

При поступлении четырех детей в дошкольно-образовательное учреждение мы проводили практическое исследование.  Целью исследования было знакомство ребенка с группой, а в дальнейшем и получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика применяется  работе с детьми средней группы детского сада. В процессе наблюдения мы также отмечали степень успешности адаптации по физиологическим критериям (здоровье, аппетит, сон).

Дети поначалу вели себя настороженно, боялись воспитателя и будущих  одногруппников. Они держались поближе  к родителям, а один мальчик даже плакал. В процессе представления  новичков группе двое детей так и  не решились назвать свое имя. Их представили родители.

Всю первую неделю дети ходили в детский  сад вместе с родителями. При этом с каждым днем дети проводили в  детском саду без родителей всё  большее количество времени, постепенно привыкая к условиям детского сада, сверстникам и воспитателю. Мы наблюдали за здоровьем, сном и аппетитом новичков. В тех случаях, когда мы это сделать не могли, обращались за помощью к воспитателю.

По нашим наблюдениям, в первые дни дети неохотно ели пищу, приготовленную в детском саду, плохо засыпали, сон их был беспокойным. Однако ближе к середине практической работы были четко видны улучшения. Трое из четверых новичков ели с аппетитом, спали спокойным, крепким сном. Четвертый ребенок адаптировался медленнее других. К концу второй недели у него еще был плохой аппетит и неспокойный сон. Он предпочитал играть не в коллективе, а в одиночку; он часто плакал и лез в драки. Но к концу практического исследования мы увидели и у этого ребенка явные улучшения. Адаптация его также прошла успешно.

 

2.2. Рекомендации для воспитателя по введению ребенка в условия образовательного учреждения

 

Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей:

- любите детей и относитесь  к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной  форме к социальным и нравственным  нормам;

- необходимо наладить контакт  с родителями детей, поступающих  в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью  ребенка, узнайте о привычках  и интересах детей;

- проводите родительские собрания  до поступления детей в детский  сад.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

 

2.3 Выводы о роли семьи и  воспитателя на состояние здоровья детей во время адаптации детей к условиям в ДОУ

 

Родители должны заранее решить, в какое время они предполагают отдать своего ребёнка в детский сад и сообщить об этом своему участковому педиатру, так как перед поступлением в коллектив ребёнка следует заранее тщательно обследовать, сделать все профилактические прививки, при необходимости провести соответствующие лечебно-оздоровительные мероприятия. Ребёнка психологически надо подготовить к детскому учреждению.

Участковый педиатр, участковая медицинская сестра, медицинский персонал комнаты здоровья ребёнка, детской поликлиники могут дать ряд советов. Если эти советы выполнять, адаптация ребёнка пройдет значительно легче.

Родителям нужно заранее создать  дома такой режим и условия  жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям жизни дошкольного учреждения. Он должен привыкнуть спать, кушать, играть, гулять именно в те часы, которые приняты в данной возрастной группе детского сада (а это надо выяснить в том учреждении, куда пойдёт ребёнок).

Очень важно, чтобы ребёнок привык к той температуре воздуха, какая  поддерживается в детском саду. Обычно температура в группах бывает не выше 22 градусов, но, может быть, именно в том учреждении, куда пойдёт малыш, приняты другие нормативы, дети приучены к более низкой температуре. Тогда и дома надо стараться снижать температуру до этого уровня. В противном случае, привыкнув находится постоянно при более высоких температурах, малыш в первый день пребывания в группе будет испытывать состояние теплового дискомфорта, что может привести к заболеванию.


2.4 Памятка для родителей: «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»

 

Как надо

Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень  здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно  раньше забирать домой.

Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.

Щадите его ослабленную нервную  систему.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

На время прекратить  походы в цирк, в театр, в гости. Сократить  просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутайте своего ребенка, а  одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

Создать для него в воскресные дни  дома такой же режим, как в детском  саду.

Не реагировать на выходки ребенка  и не наказывать его за детские  капризы.

При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома.

 

Как не надо

В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.

«Наказывать» ребенка детским  садом и поздно забирать домой.

Мешать его контактам с детьми в группе.

Конфликтовать с ним дома.

Наказывать за детские капризы.

Все время обсуждать  в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

Не обращать внимания на отклонение в обычном поведении ребенка.

Водить ребенка в многолюдные  и шумные места.

 

Список литературы

 

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка.- М.: Линка-пресс, 1993.
  2. Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990.
  3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. – Воронеж: Учитель, 2004.
  4. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад.- М.: Просвещение, 1983.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа ДОУ с семьёй.- М., 2003.
  6. Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад// Дошкольное воспитание.-1987.-№9.
  7. Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в детском саду// Дошкольное воспитание.- 1988.-№6.
  8. Кирюхина Н.В. организация и содержание работы по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Овчинникова Т. С. Организация здоровосберегающей деятельности в дошкольных и образовательных учреждениях. – Спб., 2006
  10. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/У. У. Тен. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Педагогика, 1960.

Информация о работе Адаптация детского организма к условиям образовательного учреждения