Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:07, реферат
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость
Проблеме
адаптации посвящено
Над проблемой адаптации работали такие психологи как: З.Фрейд, Хорни, К.Роджерс, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, Ю.А.Александровский, К.М.Личко, Н.Г.Лусканова и многие другие.
Начальный
период обучения для первоклассников
достаточно труден, так как вызывает
перестройку всего образа жизни
и деятельности. Меняется фактор места,
социальные условия, определяющие развитие
и саму жизнь ребенка. Смена места
в системе общественных отношений
- переход в позицию ученика, школьника,
создает ситуацию психологической
открытости ребенка. Последствия трудной
адаптации различны: ухудшение состояния
здоровья, увеличение заболеваемости,
снижение работоспособности, низкий уровень
усвоения учебного материала.
Программа
тренинговых занятий
Программа
содержит упражнения, направленные на
повышение коммуникативной
Программа
рассчитана на 10 учебных часов. Продолжительность
1 занятия - 45 минут.
Программа состоит из 3 частей.
Первая часть направлена на развитие сплоченности группы, развитие коммуникативной культуры;
Вторая часть - развитие взаимоуважения между участниками группы, особое внимание уделяется взаимодействию между мальчиками и девочками.
Третья
часть - работа с отрицательными качествами.
Заключительная часть - сплочение коллектива.
Каждое
занятие начинается с расслабляющих,
снимающих напряжение и телесно
• ориентированных, упражнений и
игр на контакт и соприкосновение.
Это на бессознательном уровне снимает
барьеры и снижает
Занятие
1.
Цель:
создание тренинговой группы;.
Оборудование:
магнитофон, клубок нити, изображение
дерева на листе ватмана, карточки цветонастроения
- листья.
Ритуал
приветствия.
Все
участники садятся в круг. Ведущий
просит положить правую ладонь на левую
ладонь, сидящего справа. В результате
окажется, что участники соединены между
собой. Ведущий просит поздороваться друг
с другом, называя соседа, полным, именем
(в дальнейшем процедура усложняется,
ребята дают положительную характеристику
своему товарищу).
1.
Упражнение «3дравствуйте». Звучит
музыка, ребята двигаются хаотично,
здороваются друг с другом
за руку. После игры проводится
обсуждение, кто какие чувства
испытывал во время упражнения?
2.
Практическая игра «Встаньте
те, кто...». Ребята сидят в кругу.
Игра
служит для разогревания группы.
3.Упражнение
«Давайте говорить друг другу
комплименты…». Ведущий
После
упражнение проходит обсуждение, какие
чувства испытывали ребята, когда
говорили комплименты, и воспринимали
их.
Ритуал
прощания. Все стают в круг, кладут
руки на плечи друг другу и мысленно
произносят добрые пожелания кому-либо
из группы или группе в целом.
Рефлексия:
«Одеть дерево» листьями. Цветонастоение
группы. Обсуждение – что «что я сегодня
открыл нового».
Занятие
2.
Цель:
способствовать развитию доверия между
членами группы.
Оборудование:
магнитофон, изображение дерева на
листе ватмана, карточки цветонастроения
- листья.
Ритуал
приветствия – см. Занятие 1.
1.
Упражнение «Цветы» - аналогия: упражнения
«Броуновское движение». Подул
ветер. Развеял семечки,
3.
Упражнение «Слепой и поводырь»
4.
Упражнение «Восковая палочка»
Участники стают плотным
Ритуал
прощания - см. Занятие 1.
Рефлексия:
«Одеть дерево» листьями. Цветонастоение
группы. Обсуждение – что «что я сегодня
открыл нового».
Занятие
3.
Цель:
способствовать развитию личностных качеств.
Оборудование:
небо, нарисованное на листе ватмана,
разноцветные звезды - цветонастоение,
листы бумаги, карандаши.
Ритуал
приветствия.
1.
Упражнение «Здравствуйте». Дети
сидят в кругу, Ведущий
2.
Упражнение «Новый знакомый».
Ребята делятся на пары, закрыв
глаза, не говоря ни слова,
ребята знакомятся, затем борются
и мирятся. Действия меняются
соответственно музыке. В ходе
упражнения происходит
3.
Практическая игра «Встаньте
тот, кто...:»
4.
Упражнение «За что мы любим».
Вступая
во взаимодействие с окружающими, мы
обычно обнаруживаем, что они нравятся
нам или не нравятся. Как правило,
эту оценку мы связываем с внутренними
качествами людей. Давайте попробуем
определить, какие качества в людях
мы ценим, принимаем. Ребята высказывают
свои мнения. (Упражнение заимствовано
у Н.Самоукиной)
5.
Упражнение «Я уважаю этого
человека, потому, что...» (ребятам
предлагается подчеркивать
6.
Ритуал прощания.
Рефлексия:
на глобусе ребята выкладывают разноцветные
звезды. Обсуждение.
Представленные
три занятия способствуют развитию
сплоченности группы, а также открывают
новые положительные качества самим
ребятам. Развивают взаимоуважение
друг к другу.
Занятие
4.
Цель:
способствовать развитию взаимоуважения;
Оборудование:
листы бумаги, простые карандаши,
цветные лепестки.
Ритуал
приветствия.
1.
Практическая игра «
2.
Упражнение «Новый знакомый». (см.
занятие 3.).
3.
Упражнение. «Какие качества мы
ценим в себе». Ребята делятся
на 4 группы. На каждую группу выдаются
цветные лепестки. Ребята обсуждают
качества, которые ценят в себе,
советуются друг с другом, записывают
эти качества на лепестках.
Из полученных лепестков
Рефлексия.
Ребята обсуждают, что нового они
сегодня узнали о себе и других
людях.
Ритуал
прощания.
На
данном этапе работы необходимо провести
практическую игру, которая поможет
ребятам познакомиться с
Занятие
6.
Цель:
определить, что знают учащиеся об
эмоциях, чувствах, как понимают их
смысл. Выяснить, как ребята объясняют
свои и чужие поступки, умеют ли
давать им качественную оценку.
Оборудование:
глобус, нарисованный на листе ватмана,
корабли с разноцветными
Ритуал
приветствия.
Практическая
игра «Что я знаю об эмоциях и
чувствах человека»
Оборудование:
игровое поле, кубик, карточки с заданием,
«Маршрутные листы», картинки с изображением
животных, природы, и т.д.
Игровое
поле содержит 15 ходов, стороны кубика
содержат нумерацию от 1 до 3 (можно
использовать кубик из настольной игры),
каждая карточке содержит задание, например,
<Как ты понимаешь, что такое
«Взаимовыручка?»
В
основной игровой комнате Ведущий
прячет карточки в потайные места.
I
этап. Открытие.
Участников
игры приглашают в основную игровую
комнату. При помощи разноцветных жетонов
Ведущий делит участников игры на
группы по 6-7 человек. На каждую группу
выдается «Маршрутный лист». Проводится
жеребьевка групп.
II
этап. Ход игры.
Первая
группа подходит к игровому полю и
делает первый ход. Группе необходимо
отыскать карточку с соответствующим
номером, прочитать задание и
вернуть карточку на место. Далее
в маршрутном листе дать объяснение
понятию, которое было указано в
карточке. Объяснить понятие можно
путем перефразирования, т.е. личностного
понимания, подобрать стихотворение, подобрать
рисунок. Далее группа следует в «Экзаменаторскую»
и представляет работу экспертам. Эксперты
оценивают работу. Группа возвращается
в основную игровую комнату и делает следующий
ход. Игры окончена, когда одна из групп
дойдет до «Финиша» (после 15 хода).