Адаптация младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:07, реферат

Описание

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость

Работа состоит из  1 файл

Документ Word 2007.docx

— 24.02 Кб (Скачать документ)

     Обсуждение  результатов игры. 

     Рефлексия. На карте мира ребята выкладывают  кораблики с разноцветными парусами. Обсуждают, какие новые качества открыли в себе, в своих друзьях. Акцентируются положительные качества. 

     Занятие 7. 

     Цель: способствовать развитию взаимоуважения; 

     Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, дерево, нарисованное на ватмане, разноцветные листья. 

     Ритуал  приветствия. 

     1. Практическая игра «Здравствуйте».  

     2. Практическая игра «Подарок». 

     Ведущий раздает ребятам по 2 листа бумаги, и просит на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит  в людях, и скатать эти листы  в отдельные трубочки. Затем Ведущий  собирает «трубочки» и складывает их в корзину, затем ребята по одному выходят и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому в ком  оно есть. Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке. (Игра заимствована у Н.Самоукиной) 

     Рефлексия. «Одеть дерево» разноцветными листьями, обсудить полученную «картину». 

     Ритуал  прощания. 

     Занятие 8. 

     Цель: способствовать развитию уважения к  противоположному полу. 

     Задачи: определить какими характерологическими качествами отличаются девушки и юноши. 

     Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами - цветонастоение, доска, имитирующая мостик.  

     Ритуал  приветствия. 

     1. Игра «Здравствуйте» - играет музыка. Ребята здороваются друг с  другом. Обсуждение. 

     2. Игра «Восковая палочка» «  ребята самостоятельно организуют  круг, и решают, кто будет «войсковой  палочкой». (Следует обратить внимание, как происходит выбор восковой  палочки.) Необходимо дать проиграть  роль каждому ребенку. 

     3. Размышления. «За какие качества, мы уважаем юношей (девушек)»,  подчеркиваются наиболее значимые  характеристики. 

     4. Игра «Горная тропа». С помощью  картинок ребята делятся на  пары (мальчик и девочка.). Ребята  «выстраивают» отвесную скалу;  моделируют из стульев большой  камень, мостик (из доски), необходимо  девушку провести по горной  тропе. Ведущий фиксирует действия  ребят. 

     5. Обсуждение проявленных мужских  и женских качеств. 

     Рефлексия. На карте мира ребята, выкладывают  кораблики с разноцветными парусами. Обсуждают, какие новые качества открыли в себе, в своих друзьях. Акцентируются положительные качества. 

     Ритуал  прощания. 

     Занятие 9. 

     Цель: способствовать развитию уважения к  противоположному полу. 

     Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами 

     Ритуал  приветствия. 

     1.Упражнение  «Здравствуйте». 

     2. Упражнение «Слепой и поводырь».  С помощью картинок ребята  делятся на пары (мальчик и  девочка.). Далее упражнение проходит  в обычном режиме. 

     3. Упражнение «Скульптура». Участники  делятся на несколько групп.  Каждая группа обсуждает проблему  взаимоотношений мальчиков и  девочек, и сооружает скульптуру, отражающую предложенную тему. Каждая  группа защищает свою скульптуру. 

     Рефлексия. (см. занятие 9) 

     Ритуал  прощания. 

     Занятие 10.  

     Цель: оценка результативности работы. 

     Оборудование: магнитофон, склеенный из газеты остров. 

     Ритуал  приветствия. 

     1. Упражнение «Здравствуйте» (см. занятие 1). 

     2. Практическая игра «Необитаемый  остров» - ребята попадают на  необитаемый остров. Их главная  задача: выжить, сохранить человечество  качества, оказать помощь раненым,  спастись. В ходе игры ребята  решают различные проблемы. Ведущий  фиксирует ход игры. Выбор лидера, направленность работы. При необходимости  Ведущий направляет работу группы. 

     3. Рефлексия. Ребята пишут письма  самому себе. Тема: «Что нового  я открыл для себя». 

     Ритуал  прощания. 

     Все стают в круг, кладут руки на плечи  друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. 

     3. Выводы и заключение

     Предложенная  выше программа игротренинга по адаптации младших школьников в среднем звене экспериментально проводилась в МОУ СОШ № 3 п. Алакуртти. Результаты исследований позволяют сделать вывод о значимости данного проекта.

     Позитивные  изменения в социальной области  произошли в каждом из 5-х классов.

     В контрольной группе значительно  уменьшилось количество ребят, исключенных  из общения: в сентябре - 23%, в апреле - 10%, возросла плотность общения  между мальчиками и девочками, и  общая групповая сплоченность –  сентябрь – 19%, апрель – 57%.

     Социологическое исследование показало значительные изменения  в экспериментальной группе, по результатам  исследования, проведенного в сентябре – 20% учащихся было исключено из круга  общения, на конец года – 4%. Усилились  взаимоотношения между мальчиками и девочками: в сентябре – 20%, на конец  года – 72%.

     Анализируя  полученные результаты, можно сделать  вывод, что наиболее позитивные изменения  произошли в экспериментальной  группе.

     Проводимые  занятия получали эмоциональный  отклик у ребят, они с нетерпением  ждали очередного занятия. Необходимо заметить, что с каждым занятием высказывания ребят становились  более емкими, продуманными, глубокими. Но самое главное, ребята открыли  в себе качества, о которых раньше не знали, или боялись их проявить. Особенно интересно было наблюдать, как на первых занятиях ребята стеснялись сказать друг другу комплимент, отметить хорошие качества. Затем этот момент стал одним из самых любимых. Ребятам  понравилось «дарить подарки».

Информация о работе Адаптация младших школьников