Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:25, контрольная работа
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Введение …………………………………..………..………………………………3
Первый раз в первый класс?………………..……………………………………..4 - 7
Памятка для родителей…………………………………………………….………8 - 9
Секреты добрых отношений……………………………………. ………………...10 - 11
Заключение………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………….. 13
ГОУ ВПО
Тюменский государственный университет
г.Шадринск
Контрольная работа № 1 вариант № 1
По дисциплине Методология и техника социологического исследования
Фамилия Латыпова Имя Марина
Отчество Маратовна Группа М – 1
Год рождения 1982 Образование средне - специальное
Место работы Государственное учреждение «Шадринский государственный драматический театр»
Занимаемая должность Менеджер по закупу
Домашний
адрес ул. Пролетарская,
дом 43, квартира 33, г.
Шадринск, Курганская
область
Контрольная работа поступила на заочное отделение:
«____» ______________________
2009 года № ________________
Заполняется преподавателем:
Дата рецензии: «___» ___________________ 2009 г.
Оценка ______________________________
Фамилия преподавателя _______________________
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
…………………………………..………..…………………………
Первый
раз в первый класс?………………..……………………………………..
Памятка
для родителей……………………………………………
Секреты добрых отношений……………………………………. ………………...10 - 11
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………..
13
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.
Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.
И
здесь очень важно, как будет
происходить первый этап адаптации
ребёнка к школе: какую линию поведения
выберут сопровождающие его на этом этапе
взрослые - учителя и родители; насколько
доступной и своевременной будет возможность
психологической поддержки в каких-то
критических ситуациях.
1.
Первый раз в первый
класс?
О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос мы и попросили ответить родителей первоклассников во время одной из встреч. Вот типичные ответы: «Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений». И лишь одна мама написала: «Большие нагрузки». Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль — ученик — со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа — это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Изменяется
вся жизнь: все подчиняется школе,
школьным делам и заботам.
Начало обучения — очень напряженный
период еще и потому, что школа с первых
же дней ставит перед ребенком целый ряд
задач, не связанных непосредственно с
его предыдущим опытом, но требующих максимальной
мобилизации физических и интеллектуальных
сил. Трудно все: сам режим учебных занятий
(с перерывами не «когда хочется», а через
долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений,
которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции,
которые приходится сдерживать. Трудно
не отвлекаться и следить за мыслью учительницы,
трудно сидеть в определенной позе и просто
сидеть так долго.
К
слову, с началом систематического
обучения в школе удельный объем
статических нагрузок (а сидение в определенной
позе и есть такая нагрузка) значительно
возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних,
статическая нагрузка является наиболее
утомительной.
Хорошо еще, если нет дополнительных трудностей,
но — увы! — они не столь уж редки. Поэтому
правильнее всех оценила начало обучения
та мама, которая написала в ответе на
наш вопрос: «Большие нагрузки». Большие
нагрузки (психологические, интеллектуальные,
функциональные и физические), за которые
организм ребенка платит порой самой высокой
ценой — здоровьем. А мы, взрослые, к сожалению,
не всегда видим и понимаем это.
Вообще-то первый год в школе — это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. (Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией). Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
Наблюдения
за школьниками первых классов показали,
что социально-психологическая
Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т. п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником.
Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья
группа (14%) — дети, у которых социально-
И все же необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохого поведения ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин «плохого поведения», если оно очень беспокоит учителей и родителей, стоит обратиться к врачу. Часто такие дети становятся «отверженными», что в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть так выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
По материалам «Логобург».
Правило 1.
Никогда
не отправляйте ребенка
Правило 2.
Помните,
что ребенок может
Правило 3.
Компьютер,
телевизор и любые занятия, требующие
большой зрительной нагрузки, должны
продолжаться не более часа в день
— так считают врачи-
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
3. Секреты добрых отношений
Пробуждение ребенка.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".
Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.
Можно включить погромче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Выход в школу.
Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.