Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа
Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ 5
1.1. Понятие и исследование агрессии 5
1.2. Факторы агрессивного поведения подростков 12
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Исследование влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
- агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения6:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
1. В качестве
агрессии может
2. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Под агрессией,
по Э. Фромму, следует понимать любые
действия, которые причиняют или
имеют намерение причинить
Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред8.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)9.
Не раз исследователи обращались к проблемам молодежи. Много работ посвящено вопросам роста молодежной преступности, наркомании среди подростков, изменения ценностных ориентации. Но, к сожалению, констатируя наличие этих проблем, предлагая способы их решения, мало кто из исследователей пытается понять их истоки и найти причины их возникновения.
Попытаемся проанализировать самые значимые факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации молодежи, уделяя большее внимание СМИ и их влиянию на агрессивное поведение молодежи.
Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.
Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери10.
Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не считаются со своими желаниями11. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать других и нападать на них и позитивно подкрепляет такого рода поведение12.
Помимо подкрепления агрессивного поведения своих детей родители могут служить и образцом агрессивности. Так, С. и Э. Глюки установили, что у подростков с отклонениями в поведении родители в прошлом с относительно высокой вероятностью имели судимость.
Та же тенденция
обнаруживается, когда дети наблюдают
насилие и испытывают его на себе.
В литературе о насилии в семье
описывается целый «цикл
Усваивая эти образцы поведения, они приобретают убежденность в их эффективности, вначале на чисто вербальном уровне. Затем практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят главным образом в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия14.
В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция15.
Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр16.
Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб17.
Вероятность возникновения агрессивного поведения детей может также зависеть от влияния множества агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.
Так, психологи (Р. Бэрон, Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Д. Хорсанд и др.) выделяют социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания), индивидуальные, или личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, приобретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины), биологические причины (сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы, родовая травма, влияние гормонов, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания, темперамент и особенности характера, его акцентуация, послеродовая депрессия матери).
Особое внимание
в современной литературе уделяется
связи между личностными (индивидуальными)
переменными и агрессивным
В связи с этим были выявлены (Т. Мальти) определенные характеристики, имеющие отношение к агрессии. Так, агрессивные дети менее добросовестно выполняют свои домашние задания и обязанности, чаще ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники. При необходимости оценить ситуацию у агрессивных детей всех возрастов возникают трудности. Им трудно проникнуться чувствами других, понять их, переосмыслить действие с разных точек зрения, мысленно предупредить возможные последствия. В случаях нарушения правил (воровство, толкание с качелей или нарушение обещания) они хуже, чем неагрессивные дети, представляют себя в роли преступника или жертвы. В роли нарушителя они намного реже, чем неагрессивные дети, испытывают раскаивание.
Психологи, изучающие причины проявления агрессии в детском возрасте, не ограничиваются только исследованием семейных и индивидуальных факторов, из-за которых вырастают склонные к жестокости дети. Они считают, что не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка18.
Дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что-то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.
Проблемы балинга и агрессии, распространенные в настоящее время в школах, с нашей точки зрения, могут быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным надзором, вмешательствами и микроклиматом в классах.
Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников.
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.
Кроме того, классическая система школьного образования способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.
В последнее
время современные
Более тщательное
изучение конфликтов между учителем,
учеником и родителями, по нашему мнению,
диктуется самой практикой
И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Как уже было упомянуто выше, в формировании модели агрессивного поведения подростка важное значение имеет семья. Ведь именно в семье подросток проходит первичную социализацию.
В лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него потом в последствие всей его жизни. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношение с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.
В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, пониманием подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельным и равным. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребенка как взрослого человека.
Важным является фактор неблагополучных семей, полных и неполных семей. Проведем анализ влияния данного фактора на агрессивное поведение подростков.
Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных семей (Л. С. Алексеева, Г. П. Бочкарёва, А. Е. Личко, Б. Н. Алмазов, З. В. Баерунас и др.).
В классификации Л. С. Алексеевой выделяются следующие типы семей: конфликтная семья; аморальная семья; педагогически некомпетентная семья; асоциальная семья.
Г. П. Бочкарева
выделяет типы семей на основе преобладающей
в них атмосферы взаимоотношени