Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ 5
1.1. Понятие и исследование агрессии 5
1.2. Факторы агрессивного поведения подростков 12
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Исследование влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Агрессия.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

- агрессивные  действия могут быть ослаблены  или направлены в социально  приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев  основные теории, объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

Р. Бэрон и  Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющего все основания  избегать подобного обращения с  собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения6:

1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

1. В качестве  агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

2. Жертвы должны  обладать мотивацией избегания  подобного обращения с собой.

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые  действия, которые причиняют или  имеют намерение причинить ущерб  другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту7.

Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением  причинить им неприятности, нанести вред8.

“Психологический  словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)9.

  • 1.2. Факторы агрессивного поведения подростков

Не раз исследователи обращались к проблемам молодежи. Много работ посвящено вопросам роста молодежной преступности, наркомании среди подростков, изменения ценностных ориентации. Но, к сожалению, констатируя наличие этих проблем, предлагая способы их решения, мало кто из исследователей пытается понять их истоки и найти причины их возникновения.

Попытаемся  проанализировать самые значимые факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации молодежи, уделяя большее  внимание СМИ и их влиянию на агрессивное  поведение молодежи.

Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и  др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери10.

Неадекватный  стиль семейного воспитания рассматривается  как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей  очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не считаются со своими желаниями11. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать других и нападать на них и позитивно подкрепляет такого рода поведение12.

Помимо подкрепления агрессивного поведения своих детей родители могут служить и образцом агрессивности. Так, С. и Э. Глюки установили, что у подростков с отклонениями в поведении родители в прошлом с относительно высокой вероятностью имели судимость.

Та же тенденция  обнаруживается, когда дети наблюдают  насилие и испытывают его на себе. В литературе о насилии в семье  описывается целый «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые  видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими13.

Усваивая эти  образцы поведения, они приобретают  убежденность в их эффективности, вначале  на чисто вербальном уровне. Затем  практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят главным образом в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия14.

В целом агрессивное  поведение в семье формируется  через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция15.

Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр16.

Наиболее часто  встречающаяся форма поведения  с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб17.

Вероятность возникновения  агрессивного поведения детей может  также зависеть от влияния множества агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.

Так, психологи (Р. Бэрон, Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Д. Хорсанд  и др.) выделяют социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания), индивидуальные, или личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, приобретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины), биологические причины (сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы, родовая травма, влияние гормонов, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания, темперамент и особенности характера, его акцентуация, послеродовая депрессия матери).

Особое внимание в современной литературе уделяется  связи между личностными (индивидуальными) переменными и агрессивным поведением, так как черты характера играют важную роль в определении вероятности  того, кем станут определенные дети — агрессорами или жертвами. Кроме того, существует мнение, согласно которому агрессивное поведение совпадает со специфической структурой личности ребенка и поэтому информация об этом может быть полезна для понимания и прогнозирования его поступков.

В связи с  этим были выявлены (Т. Мальти) определенные характеристики, имеющие отношение  к агрессии. Так, агрессивные дети менее добросовестно выполняют  свои домашние задания и обязанности, чаще ведут себя нервно и в контактах  с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники. При необходимости оценить ситуацию у агрессивных детей всех возрастов возникают трудности. Им трудно проникнуться чувствами других, понять их, переосмыслить действие с разных точек зрения, мысленно предупредить возможные последствия. В случаях нарушения правил (воровство, толкание с качелей или нарушение обещания) они хуже, чем неагрессивные дети, представляют себя в роли преступника или жертвы. В роли нарушителя они намного реже, чем неагрессивные дети, испытывают раскаивание.

Психологи, изучающие  причины проявления агрессии в детском  возрасте, не ограничиваются только исследованием  семейных и индивидуальных факторов, из-за которых вырастают склонные к жестокости дети. Они считают, что  не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка18.

Дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что-то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Проблемы балинга  и агрессии, распространенные в настоящее  время в школах, с нашей точки  зрения, могут быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным надзором, вмешательствами и микроклиматом в классах.

Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников.

Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.

Кроме того, классическая система школьного образования  способствует соревнованию среди детей: постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди  отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда не исходит от лучших учеников в школе, потому что школа проявляет уважение к ним. Насилие всегда исходит от неудачников.

В последнее  время современные исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками.

Более тщательное изучение конфликтов между учителем, учеником и родителями, по нашему мнению, диктуется самой практикой повседневной жизни. Зачастую родители очень эмоционально реагируют на страдания собственного ребенка и в большинстве случаев винят школу. Они критикуют стиль преподавания учителя, его несправедливое отношение к ученикам, состав класса, требуют улучшения морального климата в школе и ужесточения наказания. Кроме того, часто родители с головой уходят в работу и свое невнимание к детям компенсируют лишь материально, потакая любым их желаниям.

И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников  и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Как уже было упомянуто выше, в формировании модели агрессивного поведения подростка  важное значение имеет семья. Ведь именно в семье подросток проходит первичную  социализацию.

В лоне семьи  ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него потом в последствие всей его жизни. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношение с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.

В подростковый период влияние родителей уже  ограниченное, но ценностные ориентации, пониманием подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время  для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное  стремление быть самостоятельным и равным. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребенка как взрослого человека.

Важным является фактор неблагополучных семей, полных и неполных семей. Проведем анализ влияния данного фактора на агрессивное поведение подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

  • 2.1. Исследование  влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков

Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных  семей (Л. С. Алексеева, Г. П. Бочкарёва, А. Е. Личко, Б. Н. Алмазов, З. В. Баерунас и др.).

В классификации  Л. С. Алексеевой выделяются следующие  типы семей: конфликтная семья; аморальная семья; педагогически некомпетентная семья; асоциальная семья.

Г. П. Бочкарева  выделяет типы семей на основе преобладающей  в них атмосферы взаимоотношений: семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой; семьи без эмоциональных контактов между членами семьи; семья с нездоровой нравственной атмосферой.

Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте