Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ 5
1.1. Понятие и исследование агрессии 5
1.2. Факторы агрессивного поведения подростков 12
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Исследование влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Агрессия.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, исследование агрессивного поведения  детей и молодежи важно еще  и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте  и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения. Агрессивность является одним из распространенных способов решения сложных (фрустрационных) ситуаций, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватных ситуаций.

Дети узнают о моделях агрессивного поведения из трех основных источников, которыми являются: семья, группа сверстников, средства массовой информации (телевидение, радио).

Семья может  одновременно демонстрировать различные  модели агрессивного поведения. Вероятность  агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

Наше исследование о влиянии воспитания подростков в полных и неполных семьях показало:

Анализируя  полученные данные по методике Ассингера  мы можем сказать, что у подростков данной группе преобладает средний уровень агрессивности, полученные и проанализированные данные по контрольным группам указывают на то, что:

- у мальчиков  уровень агрессии выше, чем у  девочек;

- уровень агрессии  сравнительно выше у полных  семей, чем не полных. Полученные данные подтверждают гипотезу и ход исследования в полной мере, на данном этапе.

По  Методике Басса – Дарки результаты исследования оказались следующими:

- физическая  агрессия более выражена у  мальчиков, чем у девочек; и   преобладает в полных семья, чем в неполных;

- косвенная  агрессия ярче выражена у представителей  женского пола, и более выражена  в неполных семьях;

- раздражение  более характерно для мальчиков  и повышена у полных семей;

- негативизм  в большей степени проявляется  у девочек и ярче представлен в неполных семьях;

- обида у  учеников несколько в большей  степени выражена, чем у учениц  того же подросткового возраста  – выше в неполных семьях;

- подозрительность  также более характерна для  мускулинного типа – преобладает  в полных семья, чем в неполных;

- вербальная  агрессия в большей степени  характерна для учениц и   преобладает в полных семьях;

- угрызения  совести, чувство вины более  выражены у девушек и  выше  у полных семей, чем неполных.

Таким образом, по результатам исследования можно  говорить о том, что в контрольной группе по гендорному признаку, более выражены такие агрессивные и враждебные реакции, как: а) физическая агрессия; б)  негативизм; в) вербальная агрессия.

Под этими типами агрессивного поведения, в полученных данных наибольшая разница в данной подгруппе.

В контрольной  группе, по фактору – полная / неполная семья, более выраженными оказались  такие реакции, как: косвенная агрессия; раздражительность; подозрительность; вербальная агрессия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное издание / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб., 2006.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс,  Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – С. 53
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 2000.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001
  5. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - С.124-126.
  6. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. -  2001. - № 11.
  7. Дышлевой А. Ю. Агрессия как форма противоправного сексуального поведения // Международный медицинский журнал. - 2002. Т. 8. - № 4.
  8. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется. Электронная версия: http://www.follow.ru/article/316
  9. Зигмунд Фрейд Малое собрание сочинений. – М.: Азбука, 2010
  10. Иванова, Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников: их проявления, проблемы личности / Л. Ю. Иванова. – Архангельск, 1993.
  11. Конрад Лоренц Агрессия / Перевод с немецкого Г. Ф. Швейника. – М.: Издательская группа "Прогресс", 2007
  12. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999
  13. Оленникова М. В. Возрастная психология. – СПб, 2000. – 81 с.
  14. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 2002. - № 5
  15. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994
  17. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1.
  18. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003
  19. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб., 2007
  20. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С. 73-79

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест  Ассингера

(оценка  агрессивности в отношениях)

Методика А. Ассингера определяет, достаточно ли человек корректен в отношении  с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

 

Тестовый  материал:

I. Склонны  ли Вы искать пути к примирению  после очередного служебного  конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда. 

II. Как  Вы ведете себя в критической  ситуации?

1. Внутренне  кипите.

2. Сохраняете  полное спокойствие. 

3. Теряете самообладание. 

III. Каким  считают вас коллеги?

1. Самоуверенным  и завистливым. 

2. Дружелюбным. 

3. Спокойным и независтливым.

IV. Как  Вы отреагируете, если Вам предложат  ответственную должность? 

1. Примете ее  с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь  без колебаний. 

3. Откажетесь  от нее ради собственного спокойствия. 

V. Как  Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему  "по первое число".

2. Заставите  вернуть. 

3. Спросите, не  нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими  словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы  позже обычного?

1. "Что это  тебя так задержало?"

2. "Где ты  торчишь допоздна?"

3. "Я уже  начал(а) волноваться".

VII. Как  Вы ведете себя за рулем  автомобиля?

1. Стараетесь  ли обогнать машину, которая "показала  вам хвост"?

2. Вам все  равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь  с такой скоростью, чтобы никто  на догнал Вас. 

VIII. Какими  Вы считаете свои взгляды на  жизнь?

1. Сбалансированными. 

2. Легкомысленными. 

3. Крайне жесткими.

IX. Что  Вы предпринимаете, если не все  удается?

1. Пытаетесь  свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как  Вы отреагируете на фельетон  о случаях распущенности среди  современной молодежи?

1. "Пора бы  уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать  им возможность организованно  и культурно отдыхать".

3. "И чего  мы столько с ними возимся?"

XI. Что  Вы ощущаете, если место, которое  Вы хотели занять, досталось другому? 

1. "И зачем  я только на это нервы тратил?"

2. "Видно,  его физиономия шефу приятнее". 3. "Может быть, мне это удастся  в другой раз".

XII. Как  Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь. 

2. Скучаете.

3. Получаете  искреннее удовольствие.

XIII. Если  из-за дорожной пробки вы опаздываете  на важное совещание? 

1. Будете нервничать  во время заседания.

2. Попытаетесь  вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как  Вы относитесь к своим спортивным  успехам?

1. Обязательно  стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие  почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь,  если не везет.

XV. Как  Вы поступите, если Вас плохо  обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая  скандала.

2. Вызовите метрдотеля  и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь  с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как  Вы себя поведете, если Вашего  ребенка обидели в школе?

1. Поговорите  с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете  ребенку дать сдачи.

XVII. Какой,  по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях  учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней  Вы быть не можете?!"

XIX. Как  Вы отреагируете на статью  в газете о случаях хулиганства  среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные  меры?!"

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя  все валить на молодежь, виноваты  и воспитатели!"

XX. Представьте,  что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное  Вы предпочтете?

1. Тигра или  леопарда.

2. Домашнюю кошку. 

3. Медведя. 

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ: 45 и более очков.

Вы излишне  агрессивны, при том нередко бываете  неуравновешенным и жестоким по отношению  к другим. Вы надеетесь добраться  до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и  менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает! Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Приложение 2

Методика  Басса – Дарки 

Инструкция  к тесту: Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».

Тестовый  материал:

Временами я  не могу справиться с желанием причинить  вред другим

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю 

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

Я не всегда получаю  то, что мне положено

Я не знаю, что  люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю  им это почувствовать 

Когда мне случалось  обмануть кого-нибудь, я испытывал  мучительные угрызения совести

Мне кажется, что  я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам 

Если мне  не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте