Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:09, курсовая работа
По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьирует и зависит от многих факторов, таких, как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др. Следовательно, в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте.
Введение
Глава 1. Особенности акцентуаций характера личности и выбор психологической защиты.
1.1. Проблемы нормы в развитии личности
1.2. Патология
1.3. Личность между нормой и патологией
1.4. Психологическая защита и ее виды.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи акцентуации характера и психологической защиты.
2.1. Динамические изменения при акцентуациях характера
2.2. Типы акцентуации характера
2.3. Особенности психопедагогической работы с акцентуантами подросткового возраста
Заключение
Список литературы
– глубокие межличностные отношения;
– разграничение целей и средств;
– философское чувство юмора;
– сопротивление
окультуриванию.
Фромм выделяет
следующие характерные черты
нормы:
– продуктивная деятельность, т.е. созидание;
– связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;
– постижение объективной реальности своим интеллектом;
– осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми;
– отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным;
– постоянное возрождение нормального человека;
– нормальный человек
смотрит на жизнь как на величайшее из
дарованных ему благ.
Многообразие
этих характеристик ограничивает возможности
их использования в
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– у человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– способность
изменять способ поведения в зависимости
от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев
нет иерархии и нет их точного
количества. Их границы вычерчиваются
интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь –
наличие отдельных симптомов психического
расстройства.
С вероятностью
в 92 % такие симптомы, как головная
боль, расстройства сна, утомляемость,
раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная
лабильность, тревожность, могут перейти
в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
–личностно-смысловой;
– психофизиологический
уровень (особенности нервных процессов).
Включённость
человека в «ансамбль общественных
отношений в соподчинённости и иерархии
его составляющих» и движение человека
к самоосуществлению в этой включённости
– критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом
подходе доминирует социально-психологический
спектр параметров нормы.
1.2 Патология.
Личность - система отношений человека к себе самому и к окружающей среде
(в ее социальном, прежде всего, плане - то есть отношение к обществу).
Известно, что человек - существо биосоциальное. И, рассматривая личность как некую систему, можно представить, что в основе ее лежит, прежде всего, биологическая часть - темперамент, который указывает на силу, скорость, подвижность, динамичность, изменчивость биологических, физиологических процессов. Существует 4 основных темперамента, в чистом виде они встречаются крайне редко, в основном мы наблюдает миксты, когда темпераменты смешиваются, связываются меж собой. Темперамент - часть личности постоянная, стабильная, практически она остается человеку на всю жизнь, и заменить ее почти нельзя. И лишь при тяжелых психотравмирующих обстоятельствах (катастрофических) темперамент может измениться.
Темперамент - общебиологическая характеристика, относится не только к человеку, есть и у животных. Судить по темпераменту, какова будет личность, невозможность.
Следующая составная часть личности, «вырастающая» на темпераменте, это характер человека. Перечисление характеров может оказаться бесконечным - сколько людей, столько характеров. Характер во многом зависит как от темперамента так и от социальных факторов: влияние семьи, воспитание, социальное окружение и т.д. Характер - тип отношения со средой.
Следующая составная часть личности - интеллект. Говоря о личности, очень важно сказать о ее социальной направленности: созидательной, разрушительной и др. Теория Эрнста Крегмера изложены в одной из основных его работ «строение тела и характер». Он связал, изучая личность, зависимость между типом характера и телосложением. Высоких, длинных, с длинными конечностями людей, живущих в своем мире Крегмер назвал глизоидами. Другой тип - веселые, активные, разговорчивые, маленького роста - циклоиды.
Карл Густав Юнг смотрел на людей в более психологическом плане, и отметил, что одни люди погружены внутрь себя, они живут своими мыслями, построениями, фантазиями, а другие имеют связь с внешним миром и живут в мире. Это, вообще, то же самое, что говорил Крегмер, но более четко аргументировано психологически; это изложено в работе «Психологические виды». Первых Юнг называл интровертами (повернутые внутрь), а вторых - эктравертами (повернутые наружу).
Классификации личности не существует, перенос идет из патологии
(шизоидная, истерическая, циклоидная). Личность складывается примерно к 25-
30 годам, а
то и позже. Личность в своем
развитии проходит ряд кризов:
пубертатный, климактерический
Психопатии:
Психопатия - аномалии
развития личности. Чаще всего - биологически
обусловленная патология
Психопаты - люди, которые с самого рождения воспринимают, и мыслят, и поступают по-особому, не так как все другие. Интеллект формально может быть неизмененным, а зачастую и высоким. Но они не могут адаптироваться к жизни из-за особенностей их волевой сферы и эмоциональной. В эмоциональной сфере это может быть слабостью эмоционального реагирования, либо его усилением. Человек выпадает из жизни, дезадаптируется. Для психопата характерна тотальность искривления личности, страдают практически все психические сферы, все особенности личности. Личностные изменения стабильны, на всю жизнь. У врачей психиатров выработался такой критерий: психопат тебя всегда раздражает, в отличие, скажем от больного неврозом, к которому испытаешь жалость сочувствие. Иными словами, невротик страдает сам, а больной психопатией заставляет страдать других. Когда человек с психопатическими чертами находится в домашней среде, он выглядит слишком больным, а, находясь в психиатрической больнице, выглядит здоровым.
Существует множество классификаций психопатий. Существует классификация
П.Б. Ганнушкина,
написавшего «Клиника психопатий, их
статика, динамика и систематика». В
основе - темпераменты; психопатии могут
возникнуть на любом темпераменте,
кроме сангвинического.
Первая группа психопатии в которых наблюдается патология тормозно-возбудимых систем в области настроения, возникают чаще они на фоне холерического темперамента.
Называются такие люди гипертимиками, или, по Ганнушкину, конституционально- возбужденными. Они в течение всей своей жизни пребывают в состоянии как-бы легкого маниакльного возбуждения, легкого повышения настроения. Люди чрезвычайно деятельные и активные, обладающие оптимисческими мечтами, не дающие покоя себе и другим, очень контактные, готовы в любой момент ехать куда угодно.
Гипотимики - всю жизнь находятся как бы в состоянии легкой субдепрессии
(конституционально-
Вторая группа
психопатий, развивается на флегматическом
темпераменте. Характеризуется тем, что
имеется застреваемость некоторых процессов.
Эпилептиформная психопатия - люди обладают
способностью накапливать эмоции, а затем
в какой-то момоент разряжаться, как конденсатор.
Наблюдается мощный эмоциональный взрыв.
Люди, любят порядок; эти люди человечество
в рай будут гнать насильно, они любят
все человечество, а не каждого человека
в отдельности; под их контролем находится
буквально все.
Третья группа психопатий развивается на меланхолическом темпераменте.
Истерическая психопатия - люди слабые, которые хотят себя показать, продемонстрировать, то есть они хотят не быть, а казаться . Хотят постоянно привлекать к себе внимание. Очень важно для истерических психопатов, чтобы ими восторгались, ну а если это невозможно, то чтобы к примеру их презирали. В конце концов это и неважно: главное, чтобы эти люди вызывали у окружающих хоть какие-нибудь эмоции, так как собственная эмоциональная сфера у них не развита. Эти люди абсолютно не могут существовать в обстановке безэмоциональности, в обстановке равнодушия, когда на них не обращают внимания, тут они просто гибнут. Любыми путями стараются «брать» эти эмоции у окружающих: экстравагантность в одежде, прическа, бижутерия, косметика. Люди эти в любой компании стараются быть в центре обстановки, они артисты. При первой встрече с таким человеком можно попасть под его обаяние, он может вызвать у собеседника живой неподдельный интерес. А затем встречается второй, третий раз и смотришь: он как заезженная пластинка - одно и тоже, одно и то же, как артист исполняющий свою роль. У таких людей преобладает первая сигнальная система.
Психоастеническая психопатия - основана на преобладании второй сигнальной системы, и, в отличие от истериков, живущих впечатлениями, психоастеники - люди тревожно -мнительные, живущие своими мыслями, крайне неуверенные ни в себе, ни в окружающих, труд дается им с колосальными усилиями, очень большой напряг сил так как хотя и делают все прекрасно, но вынуждены проверять и перепроверять без конца, так как нет уверенности в что, все сделано правильно. Зато люди эти самые исполнительные, нуждаются в похвале, но никогда не могут стать начальниками. Никогда ни от чего не могут отказаться (общественные нагрузки, дать в долг денег).
Шизоидная психопатия - люди патологически замкнутые, живут внутри себя своими мыслями, построениями, абстракциями. При резко выраженной шизоидной психопатии эти люди даже выделяются среди других: им «неплевать» на одежду, у них особое выражение лица, необычная мимика, не отражающая эмоций.
Склонные к занятиям абстрактными науками: математикой, философией, склонные к созданию уникальных коллекций. Именно благодаря шизоидам совершаются
«прорывы» в науке. Существует такае теория: наступает такое время, когда в науке кризис, идти как-будто некуда, и вдруг вырастает шизоид, который совершает прорыв в науке, подняв ее на следующую ступень. Вслед за эти вылезают масса активных, деятельных циклоидов и начинают быстро, но поверхностно разрабатывать это открытие, но не в глубину, а в ширину.
Наряду с психопатиями, как врожденными аномалиями личности, существуют приобретенные личностные особенности, называемые социопатиями (краевые психопатия, так как ядерные - врожденные, то есть собственно психопатии).
Причина - воспитание в семье: гиперопека (сдувание пыли с ребенка) - результат появления слабой, беззащитной, неприспособленной личности; наоборот, гипоопека (на грани с безнадзорностью); ситуация Золушки - человек в детстве лишен эмоциального тепла, поддержки - так называемое эмоциональное отторжение со стороны взрослых; ситуация «кумира семьи», когда растят вундеркинда, чаще всего получаются истерические личности.
Наконец, бывают
нажитые изменения личности в
результате самых разных заболеваний:
при эпилепсии, при шизофрении, при
сосудистых заболеваниях головного
мозга, а также при соматической
патологии: «личность язвенника», желчная
личность, даже личность при геморрое.
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте