Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:16, доклад
На современном этапе развития общества невозможно не обратить внимание на напряженность психологической обстановки, повышенный уровень тревожности всего социума, ярких проявлений психопатизации у населения, что ведет к расстройствам нервно-психического характера и падению уровня психического здоровья у населения.
Также отметим, что тенденции современности заставляют обратить особое внимание на психопатизацию как явление повсеместное, выраженное в природном начале – акцентуированных чертах характера личности, потому что типы акцентуаций весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"... П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) - как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) - как "крайние варианты нормального характера" [6,48-52]. Особую роль учеными в исследовании начинающейся психопатизации было выделение возрастного периода, в котором акцентуации приобретают значимое доминирующее значение, а именно – в подростковом возрасте.
План:
стр.
На современном этапе развития общества невозможно не обратить внимание на напряженность психологической обстановки, повышенный уровень тревожности всего социума, ярких проявлений психопатизации у населения, что ведет к расстройствам нервно-психического характера и падению уровня психического здоровья у населения.
Также отметим, что тенденции современности заставляют обратить особое внимание на психопатизацию как явление повсеместное, выраженное в природном начале – акцентуированных чертах характера личности, потому что типы акцентуаций весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"... П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) - как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) - как "крайние варианты нормального характера" [6,48-52]. Особую роль учеными в исследовании начинающейся психопатизации было выделение возрастного периода, в котором акцентуации приобретают значимое доминирующее значение, а именно – в подростковом возрасте.
Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) - "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об акцентуациях характера.
Вполне очевидно, что в наше непростое время акцентуации препятствуют формированию полноценной личности, не дают проявиться всем задаткам и способностям индивидуума, создавая преграды в социальной адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни. Поэтому сегодня в изучении человека особая роль должна отдаваться тому, что тормозит его развитие, в особенности если эта преграда будет в дальнейшем рассматриваться как психологическая патология.
Тема контрольной работы: «Акцентуации характера у подростков и взрослых».
Цель работы: выявить характерные черты проявлений акцентуаций у подростков и взрослых.
Задачи:
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Принято считать, что акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Кратко опишем их характерные особенности.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Анализ причин появления акцентуированных черт характера (и как следствия – различного рода отклонений в поведении), показывает, что их систематика должна вестись в двух направлениях: по формам проявления нарушений поведения и в отношении факторов, мотивов лежащих в их основе.
Биологические факторы. Их основой является генетическая предрасположенность и органическая (связанная с изменением морфологической структуры) поражения головного мозга. Среди них можно выделить два наиболее часто встречающихся. Это акселерация и инфантилизм. Акселерация характеризуется тем, что взаимоотношения ускорения физиологического созревания и становления личности не всегда уравновешены, поскольку некоторые стороны психического развития не претерпевают ускорения, что нередко приводит к дисгармоничному формированию личности ребенка, следствием чего может быть появление у него акцентуированных черт характера. Инфантилизм. Дети такого типа испытывают затруднения в установлении контактов не только со сверстниками, но и с взрослыми, их отвергают и лишают возможности раскрыться как личности. Сложности в общении могут повлечь за собой формирование акцентуации личности.
Социально-
Психогенные факторы. Их можно подразделить на: острые и хронические. К острым можно отнести шоковые и субшоковые факторы. К хроническим относят хронические конфликтные ситуации и виды неправильного воспитания. Кроме того, хроническая психологическая травматизация может сыграть роль предрасполагающего фактора в появлении у школьников аффективных реакций1.
Существуют
две классификации типов
Приведем сопоставление этих классификаций, сделанное В.В. Юстицким в1977г 2 [12,69-72].
Таблица 1.Сравнительная характеристика акцентуаций
Тип
акцентуированной личности, по К. Леонгарду |
Тип
акцентуации характера, по А. Е. Личко |
Лабильный | Лабильный циклоид |
Сверхподвижный, эмотивный |
Лабильный |
Демонстративный | Истероидный |
Сверхпунктуальный | Психастенический |
Ригидно-аффективный, неуправляемый |
Эпилептоидный |
Интравертный | Шизоидный |
Боязливый | Сенситивный |
Неконцентрированный или неврастенический | Астено-невротический |
Экстравертный | Конформный |
Слабовольный | Неустойчивый |
------------ | Гипертимный |
------------ | Циклоидный |
Обычно
акцентуации развиваются в
Типы акцентуаций сходны и частично совпадают с типами психопатий. С возрастом эти особенно характера обычно сглаживаются, но среди подростков они распространены довольно широко.
Обратим
свое внимание на предшествующие психопатизации
черты акцентуаций возбудимого
и тормозимого круга.
К психопатическим чертам акцентуаций возбудимого круга относят следующие: гипертимный, гиподистимный; циклотимный; собственно возбудимый; эпилептоидный; паранойяльный; эмотивный /лабильный.
ГИПЕРТИМНЫЙ
ТИП. Этот тип психопатий детально описан
Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых
и Г. Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков.
П.Б.Ганнушкин дал этому типу название
"конституционально-
Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно - то блеснут пятерками, то "нахватают" двоек3.
Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. .Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон4.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби"... Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.
Всегда
хорошее настроение и высокий
жизненный тонус создают
Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека - гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии6.
Гипертимно-истероидный
вариант встречается
Эпилептоиды. Самыми характерными свойствами этого типа мы считаем: 1) крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости; 2) приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, 3) определенно выраженные так называемые моральные дефекты (антисоциальные установки).
Обычно это люди очень активные, односторонние, напряженно-деятельные, страстные, любители сильных ощущений, очень настойчивые и даже упрямые. Та или другая мысль надолго застревает в их сознании; можно определенно говорить о склонности эпилептоидов к сверхценным идеям. Их аффективная установка почти всегда имеет несколько неприятный, окрашенный плохо скрываемой злобностью оттенок, на общем фоне которого от времени до времени иной раз по ничтожному поводу развиваются бурные вспышки неудержимого гнева, ведущие к опасным насильственным действиям. Они очень нетерпеливы, крайне нетерпимы к мнению окружающих и совершенно не выносят противоречий. Если к этому прибавить большое себялюбие и эгоизм, чрезвычайную требовательность и нежелание считаться с чьими бы то ни было интересами, кроме своих собственных, то станет понятно, что поводов для столкновений с окружающими у эпилептоидов всегда много. Эпелиптоид подозрителен, обидчив, мелочно придирчив. Все он готов критиковать, всюду видит непорядки, исправления которых ему обязательно надо добиться.