Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:34, реферат
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.
вВЕДЕНИЕ 3
2.тИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ 5
3.вИДЫ АКЦЕНТУАЦИЙ 18
4.о Динамике акцентуаций характера 19
5.причины возникновения акцентуаций 22
6.Заключение 24
СОДЕРЖАНИЕ.
1.вВЕДЕНИЕ
2.тИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ
3.вИДЫ АКЦЕНТУАЦИЙ
4.о Динамике акцентуаций
характера
5.причины возникновения
акцентуаций
6.Заключение
Введение.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, то есть патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” (Личко А.Е., 1977).
Акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Но акцентуации - это крайний вариант нормы, а психопатии - патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина -- О. В. Кербикова.
Психопатии -- это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.
Таковы три критерия - тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, - позволяющие отличать психопатии.
При акцентуациях характера может
не быть ни одного из этих
признаков: ни относительной стабильности
характера на протяжении жизни, ни тотальности
его проявлений во всех ситуациях,
ни социальной дезадаптации со
следствия тяжести аномалии характера.
Во всяком случае, никогда не бывает
соответствия всем этим трем признакам
психопатии сразу. Особенности
характера при акцентуациях могут проявляться
не постоянно, а лишь в некоторых
ситуациях, в определенной обстановке,
и почти не обнаруживаться в обычных
условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует,
либо бывает непродолжительной.
При акцентуациях нарушения возникают
только при определенного рода
психических травмах, в некоторых
трудных ситуациях, а именно: лишь
тогда, когда они адресуются к
“месту наименьшего сопротивления”,
к “слабому звену” данного типа
характера. Иные трудности и потрясения,
не задевающие этой ахиллесовой пяты,
не приводят к нарушениям и переносятся
стойко. При каждом типе акцентуации имеются
свойственные ему отличные от других типов,
“слабые места”.
ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ.
Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Существуют две классификации типов акцентуаций
характера. Первая предложена K. Леонгардом
и вторая - А. Е. Личко.Типы акцентуаций
характера весьма сходны и частично совпадают
с типами психопатий. Приведу сопоставление
этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким.
Тип
акцентуированной
личности, по К. Леонгарду |
Тип акцентуации
характера,
по А. Е. Личко |
Лабильный | Лабильный циклоид |
Сверхподвижный
Эмотивный |
Лабильный |
Демонстративный | Истероидный |
Сверхпунктуальный | Психастенический |
Ригидно-аффективный
Неуправляемый |
Эпилептоидный |
Интравертный | Шизоидный |
Боязливый | Сенситивный |
Неконцентрированный или неврастенический | Астено-невротический |
Экстравертный | Конформный |
Слабовольный | Неустойчивый |
-- | Гипертимный
Циклоидный |
Гипертимный тип
Этот
тип психопатий детально описан Schneider
(1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и
Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков.
П.Б. Ганнушкин дал этому типу название
"конституционально-
Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность.
Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты.
Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто.
Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями.
Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное - крайним непостоянством хобби.
Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.
Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека - гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.
Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты.
Гипертимно-аффективный
вариант психопатизации отличается усилением
черт аффективной взрывчатости, что создает
сходство с эксплозивными психопатиями.
Вспышки раздражения и гнева, нередко
свойственные гипертимам, когда они встречают
противодействие или терпят неудачи, здесь
становятся особенно бурными и возникают
по малейшему поводу.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Как
известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer
и сперва стал широко использоваться в
психиатрических исследованиях. П.Б. Ганнушкин
(1933) включил в "группу циклоидов"
четыре типа психопатов: "конституционально-
В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук.
Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами.
Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.
У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.
У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа.
Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.
Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью.
Самооценка
характера у циклоидов формируется постепенно,
по мере того, как накапливается опыт "хороших"
и "плохих" периодов. У подростков
этого опыта еще нет, и поэтому самооценка
может быть еще очень неточна.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П.Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др.