Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:34, реферат
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.
вВЕДЕНИЕ 3
2.тИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ 5
3.вИДЫ АКЦЕНТУАЦИЙ 18
4.о Динамике акцентуаций характера 19
5.причины возникновения акцентуаций 22
6.Заключение 24
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой.
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения.
Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди.
Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба.
Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.
Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуться в беспросветное уныние.
Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно.
Самооценка
отличается искренностью (Ефременкова,
Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо
знают особенности своего характера, знают,
что они - "люди настроения" и что
от настроения у них все зависит. Отдавая
отчет в слабых сторонах своей натуры,
они не пытаются что-либо скрыть или затушевать,
а как бы предлагают окружающим принимать
их такими, какие они есть.
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п.
Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.
В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.
Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).
Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.
Самооценка
астено-невротических подростков обычно
отражает их ипохондрические установки.
Они отмечают зависимость плохого настроения
от дурного самочувствия, плохой сон ночью
и сонливость днем, разбитость по утрам.
В мыслях о будущем центральное место
занимают заботы о собственном здоровье.
Они сознают также. что утомляемость и
раздражительность глушат их интерес
к новому, делают непереносимыми критику
и возражения, стесняющие их правила. Однако
далеко не все особенности отношений подмечаются
достаточно хорошо.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни.
Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком".
Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом,
Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, - "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности" (Ганнушкин, 1964).
Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность.
Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.
В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в "гнусности" и "распутстве".
Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.
В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.).
В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе.
Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят.
Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности.
Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.
Слабым
звеном сенситивных личностей является
отношение к ним окружающих. Непереносимой
для них оказывается ситуация, где они
становятся объектом насмешек или подозрения
в неблаговидных поступках, когда на их
репутацию падает малейшая тень или когда
они подвергаются несправедливым обвинениям.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".
Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии.
Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т.п.
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и рассудительность, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственно беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих.
У подростков особенно характерной бывает тревога за мать - как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом.
Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.
Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.
Нерешительность и рассудительность у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действиях.
Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, - например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, - может стать предметом долгих и мучительных колебаний.
Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.
Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего.
Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.
Самооценка,
несмотря на склонность к самоанализу,
далеко не всегда бывает правильной. Часто
выступает тенденция находить у себя самые
разнообразные черты характера, включая
совершенно несвойственные (например,
истероидные).
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Название "шизоид" обычно приписывается Kretschmer (1921), хотя впервые было употреблено в 1917 г. Эльмигером (цит. по Т.И. Юдину, 1926), но именно благодаря первому оно стало наиболее распространенным для обозначения этого типа характера.
Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера всех других типов.
Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии.
С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя.
Недостаток интуиции проявляется отсутствием "непосредственного чутья действительности" (Ганнушкин, 1933).
К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания - неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство.
Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда не до конца, и столь же нежданно вновь упасть. Шизоид нередко раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, - весь ход переживаний и мотивов - осталось скрытым.
Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.