Анализ конфликтных ситуаций педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 12:12, контрольная работа

Описание

Социально-педагогический процесс – целенаправленная деятельность (взаимодействие) по социализации личности. Он включает все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками конфликтов были и остаются проблемы, чему учить и как учить.

Содержание

Введение
Основные уровни противоречий в социально – педагогическом процессе
Причины возникновения конфликтов и их разрешение
Особенности конфликтов в младшем школьном возрасте
Младший школьник: семейные проблемы
Младший школьник: школьные проблемы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ конфл. ситуаций пед.взаимодействия с детьми мл.шк.возраста.docx

— 33.52 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет 

имени Максима Танка» 
 

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

АНАЛИЗ  КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С  ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 4 к., з/о, 042 гр

Буяшова Виктория Степановна 
 

Проверила:

Старший преподаватель

Повидайко Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2010 

Содержание 

  1. Введение
  2. Основные уровни противоречий в социально – педагогическом процессе
  3. Причины возникновения конфликтов и их разрешение
  4. Особенности конфликтов в младшем школьном возрасте
  • Младший школьник: семейные проблемы
  • Младший школьник: школьные проблемы
  1. Заключение
  1. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Социально-педагогический процесс – целенаправленная деятельность (взаимодействие) по социализации личности. Он включает все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками  конфликтов были и остаются проблемы, чему учить и как учить. Эти  вопросы во все времена пытались решить и решали лучшие умы человечества. Но с каждой новой эпохой, с каждым новым поколением вопросы требовали  иных способов решения.  

Основные  уровни противоречий в социально –  педагогическом процессе 

Основной  целью социально – педагогического  процесса является воспитание (образование, обучение и т. д. ) личности с определенными  социокультурными качествами (например, всесторонне развитой личности). Поэтому  на макроуровне противоречия и конфликты  в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования  и обществом.

На среднем  уровне линии противоречий проходят:

  • Между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой;
  • Между администрацией и родителями;
  • Между администрацией учебных заведений и учащимися.
 

На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель - ученик» и «родитель - ученик»

Взаимодействие  с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия. 

Причины возникновения конфликтов и их разрешение 

Педагогические  ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

В сложных  ситуациях большое значение имеют  эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт  в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1986. — С. 153).

Конфликт  в педагогической деятельности часто  проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Ученику трудно каждый день выполнять правила  поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель  берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликты в педагогической деятельности надолго  нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и  ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185).

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Предложенный  ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Причины конфликтов:

  • малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
  • неожиданность поступков учеников часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;
  • недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения учителя;
  • свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
  • учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
  • оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
  • учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Нужно помнить, что всякая ошибка учителя  при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.

Конфликты возникают, когда ученики находятся  наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.

Интересно, что руководители школ часто видят  виновность учителя в возникновении конфликтов, а учитель свою виновность признает редко, поэтому перед администрацией стоит вечная проблема — как помочь и учителю, и ученику в установлении добрых отношений. Если директор или завуч принимают сторону ученика, учитель заявляет: «Вы всегда жалеете учеников, нас считая виновными, а кто нас пожалеет?» Совместный грамотный анализ ситуации может в чем-то помочь в решении этой проблемы.

Причиной  многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя. 

Особенности конфликтов в младшем  школьном возрасте 

Для школы  характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного  формирования личности, а ее сутью  является деятельность по передаче и  освоению социального опыта. Поэтому  именно здесь необходимы благоприятные  социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Как отмечают многие отечественные исследователи  проблемы перехода из дошкольного детства  в школьное, ребенок приходит в  школу со сложившимися в дошкольном детстве способами общения со сверстниками и взрослыми, которые  вступают в противоречие со всем укладом  новой для него школьной жизни. Сформированные в дошкольном детстве способы  понимания отношений предметного  мира также вступают в противоречие с теми, которые предлагает ребенку учитель.

Поступление в школу — переломный момент в  жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым  взаимоотношениям с взрослыми и  сверстниками.

Отличительная особенность положения школьника  состоит в том, что его учеба  является обязательной, общественно  значимой деятельностью. За нее он несет  ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена  системе строгих, одинаковых для  всех школьников правил (В. С. Мухина, 1985).

Отношения между детьми и родителями строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. Считается, что эмоциональной  основой отношения родителей  служат безусловная любовь, обусловленная  любовь или непринятие ребенка. 

Младший школьник: семейные проблемы

При безусловной  любви ребенка принимают таким, какой он есть на самом деле –  некрасивым, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Ребенка  любят не за что-то, а просто потому, что это свой ребенок. Безусловная  – истинная - любовь, эмоциональное  тепло и забота дарятся ребенку  с его рождения и сопровождают все детство.

Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста