Обусловленная
любовь демонстрируется ребенку
только тогда, когда он устраивает родителей.
В младшем школьном возрасте –
когда он хорошо себя ведет и хорошо
учится, когда родители им довольны
или имеют повод им гордиться.
Если же ребенок не соответствует
ожиданиям старших членов семьи,
он отвергается. Для детей обусловленная
любовь – источник, с одной стороны,
тревог и переживаний, с другой –
стремления завоевать родительскую
любовь, стать лучше. И, хотя этот вариант
отношений недостаточно благоприятен
для ребенка, в таких семьях часто
вырастают любящие, заботливые дети.
Непринятие
– самый тяжелый вариант. Не
принимать ребенка кто-то из
родителей может с самого его
рождения (ждали мальчика, а родилась
девочка, ребенок оказался некрасивым
или похожим на нелюбимого
родственника, или просто родился
не вовремя – мешает привычной
налаженной жизни). Бывает, что непринятие
возникает позже, когда ребенок
не оправдывает возлагавшиеся
на него надежды (не проявляет
тех способностей, на которые
рассчитывали, желания заниматься
тем, к чему его «предназначили»
родители). При этом мама или
папа могут осознавать, а могут
и не осознавать, что они по-настоящему
не любят ребенка. В последнем
случае они заботятся о нем,
строят воспитание так, как
считают должным, и искренне
считают себя идеальными родителями.
Но ребенок все равно чувствует
отсутствие эмоционального тепла,
что осложняет развитие его
личности.
Кроме
эмоциональной основы детско-родительских
отношений важны степень опеки
(заботы, внимания, уделяемого ребенку),
мера удовлетворения его потребностей,
количество и специфика требований
и запретов, особенности контроля
и санкций при нарушении принятых
правил – все то, что определяет
стиль семейного воспитания.
При
демократическом стиле воспитания
безусловная любовь родителей
сочетается с требовательностью,
с ребенком сотрудничают, достаточно
полно удовлетворяют его потребности,
свои требования обосновывают, а
контролируют и наказывают на
фоне разумной заботы. Этот стиль
иногда называют гармоничным,
потому что он оптимален для
развития личности ребенка.
В
младшем школьном возрасте требования,
контроль и санкции связаны,
в первую очередь, с учебой.
При демократическом стиле воспитания
в семье находят баланс между
помощью ребенку и требованием
самостоятельной сосредоточенной
работы.
Безусловная
родительская любовь нередко
сочетается с гиперопекой –
чрезмерным вниманием и заботой,
максимально возможным удовлетворением
детских потребностей, отсутствием
требований, слабым контролем. В
таких случаях говорят о «кумире
семьи», которому трудно адаптироваться
к школьной жизни из-за атмосферы
вседозволенности в семье. У
ребенка формируется неадекватная
завышенная самооценка, не появляется
умение преодолевать трудности
и переживать неудачи. Встречается
в семьях и «культ болезни»,
при котором забота о здоровье
ребенка заслоняет все остальные
стороны жизни, и ученик при
малейших трудностях и неприятностях
в школе «уходит в болезнь»,
приобретая комфорт, защиту и
возможность ничего не делать.
При
гиперопеке может проявиться
и значительное давление на
ребенка: излишние внимание и
забота, отсутствие требований сочетаются
с множеством запретов и ограничений,
тотальным мелочным контролем.
Кто-то из родственников (обычно
мама) не просто контролирует
своего бесконечно любимого ребенка,
но «живет за него». Главные
проблемы здесь связаны с тем,
что ребенок, полностью подчиняясь
близкому взрослому, становится
совершенно пассивным, несамостоятельным.
Воспитание
в стиле повышенной моральной
ответственности предполагает высокие,
часто не соответствующие возрасту
ребенка, требования, апелляции к
совести и чувству долга. Ребенок
становится тревожным, он боится
огорчить, разочаровать родителей,
не соответствовать их ожиданиям.
Эти особенности ярко проявляются
при поступлении в школу, из-за
чего процесс адаптации к школьному
обучению осложняется. И на
протяжении всего младшего школьного
возраста ребенка преследуют
страхи, стыд, чувство вины.
Авторитарный
стиль – это диктат, высокие,
без объяснения причин, требования,
жесткий, тотальный контроль, продуманная
система наказаний. Потребность
ребенка в общении с близкими
взрослыми обычно не удовлетворяется
и ему не хватает эмоционального
тепла, даже если родители его
действительно любят. Младший
школьник подчиняется родителям
и чаще всего становится пассивным.
Неприятие такого стиля воспитания,
попытки противодействия, бунта
свойственны подросткам (и то
не всем), и крайне редко проявляются
в младшем школьном возрасте.
При гипоопеке
ребенок в большей или меньшей
степени становится безнадзорным. Ему
мало уделяется внимания, требования
оказываются слабыми или вовсе
отсутствуют, отсутствуют также
контроль за поведением и учебой, соответствующие
санкции. Ученику не помогают адаптироваться
к школе, выполнять домашние задания,
мало интересуются его школьной жизнью
и не «вытягивают» его, если он отстает
в учении. Если он совершает проступки,
или не вмешиваются в решения
педагогов, или пытаются оправдать
его поведение. Этот стиль воспитания
неблагоприятен для развития личности.
Еще
более значительные негативные
последствия для формирующейся
личности ребенка имеет воспитание,
основанное на эмоциональном
отвержении – воспитание по
типу Золушки или маленького
неудачника, жестокое обращение
с ребенком. Здесь при недостаточном
внимании применяются жесткий
контроль, наказания, в последнем
случае – открытая агрессия. Нарушается
процесс социализации, ребенок становится
забитым, замкнутым, или, иногда,
озлобленным. Часты невротические
реакции. Поскольку речь идет
о психологическом здоровье, учебные
проблемы отходят за второй
план.
Младший
школьник: школьные
проблемы
Как уже
отмечалось, личностное развитие в
младшем школьном возрасте зависит
от того, как ребенок включается
в учебную деятельность, насколько
он успешен в ней, как в связи
с ней складываются или изменяются
его отношения со значимыми взрослыми.
В частности, развитие личности зависит
на этом этапе от успеваемости, от оценок
и ожиданий учителя.
Считается,
что ученику для становления
самооценки, развития учебной мотивации
и сохранения душевного комфорта
необходима особая атмосфера в классе
(ее называют атмосферой психологической
поддержки) и положительные в
целом оценки его учебной работы
и поведения. Положительные оценки
должны преобладать над отрицательными,
должны быть исключены оценки неопределенные,
при которых ребенок не понимает,
как он ответил и что думает
об этом учитель, и крайне негативные
оценки – упреки, нотации, сарказм
и т.п. Самое сильное воздействие
оказывают глобальные оценки личности,
используемые иногда учителями вместо
оценок результатов деятельности: «Ты
глуп (или тупой, совершенно неспособный)»
вместо «Ты решил эту задачу неправильно»,
или «Ты хулиган» вместо «Ты поступил
плохо, так делать нельзя». Западные
психологи называют такие оценки,
«переходящие» на личность, «убийственными
реакциями».
Учитель
может не выражать прямо своего
отношения к ученику, но ребенок
чувствует это отношение благодаря
системе ожиданий, которая складывается
у педагога. Учитель в самом
начале обучения в 1-ом классе
уже имеет представления о
детях, и от одного ждет проявления
выдающихся способностей, от другого
– старания и хороших результатов,
от третьего ничего хорошего
не ждет. Ожидания значимого для
ребенка взрослого имеют особую
действенную силу и называются
в западной психологии «самореализующимся
пророчеством».
Если
младший школьник неуспешен, если оценки
и ожидания учителя достаточно низки,
это сказывается на его состоянии.
Может возникнуть школьная дезадаптация,
проявляющаяся, прежде всего, в отрицательных
эмоциях, относительно тяжелых переживаниях.
Кроме того, у дезадаптированного
ученика может еще больше снижаться
успеваемость, пропадать интерес
к учению, могут начаться нарушения
поведения, конфликты со сверстниками
или взрослыми и возникнуть невротические
реакции.
В
младшем школьном возрасте появляются
такие же невротические реакции,
как у дошкольников – ночные
страхи, тики, энурез, заикание. Нервные
тики (например, подергивание щеки),
энурез (недержание мочи во время
сна) и заикание больше свойственны
мальчикам, а ночные страхи
– девочкам.
Возможны
и более сложные неврозы. Это
неврастения при больших учебных
перегрузках – резкое падение
работоспособности, трудности сосредоточения
внимания на учебном задании
и запоминания материала, вялость
и раздражительность, бессонница
и снижение аппетита. Истерический
невроз связан с соматическими
реакциями. Страх перед школой
приводит к тошноте, рвоте,
головным болям и болям в
животе, и т.п. Приступ боли
или подъем температуры может
начаться перед контрольной работой,
тошнота – утром, когда нужно
идти в школу. Варианты многообразны.
Следует помнить, что ребенок
не притворяется, ему действительно
плохо.
Мнительные
дети, родители которых особенно сильно
беспокоятся по поводу их здоровья,
прислушиваются к своим ощущениям,
жалуются на сердцебиение или боли,
«уходят» в болезнь. «Бегство в болезнь»
не так уж редко наблюдается в
младшем школьном возрасте.
Если
переживания, страхи и связанные
с ними явления вызваны учебными
проблемами, сложностями в отношениях
с учителем и одноклассниками,
они могут быть компенсированы
в семье, при понимании и
разумной заботе родственников.
И наоборот, трудности в отношениях
с родителями могут в какой-то
мере сглаживаться благодаря
теплым отношениям с учителем
и легкому вхождению в группу
сверстников в школе. Тяжелая
для ребенка ситуация усугубляется
при конфронтации родителей и
учителя. Если требования и
оценки семьи и школы расходятся,
это «бьет» прежде всего по
ребенку, так что родители стремятся
или наладить отношения с учителем,
добиться компромисса, или, когда
это невозможно, перевести ребенка
в другой класс или школу.
Заключение
Мудрые
говорят, что из двух спорящих виноват
тот, кто умней. Это не означает, что
надо избегать конфликтов. Неразрешенный
своевременно конфликт, так же как
и вовремя не излеченная болезнь,
через определенный период времени
может дать серьезные осложнения,
поэтому надо своевременно вскрывать
назревшие противоречия, ставить
правильный диагноз «болезни» и
находить способы «выздоровления».
Инициатива урегулирования конфликта
должна принадлежать педагогу, как
более профессионально подготовленному.
Список
литературы:
- М. М. Рыбакова Особенности
педагогических конфликтов, разрешение
педагогических конфликтов. Мн., 1998.
- Г.И. Козырев
Введение в конфликтологию. – Москва.,
2001г.
- Фурманов
И. А. И др. Психология общения в учебно-педагогическом
процессе: пособие для учителей. – Мн.
2003г.
- Краткий психологический
словарь / Под ред. А.
В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. — М., 1986.
- Сухомлинский
В. А. Методика воспитания коллектива.
— Москва., 1981.
- Бабосов Е.М.
Конфликтология. Мн., 1997.
- В.С. Мухина.
Психология развития М. -1985.