Анализ методов исследования коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.

Цель предполагает решение следующих задач:

1.Изучить основные средства общения
2.Рассмотреть средства общения
3.Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
4.Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.

1.Понятие социально-психологической компетентности….……4
2.Вербальные и невербальные средства общения………………10
3.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13
4.Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности

2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20

2.Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Коммуникативная компетентность.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)
  1. Умиротворяющий – угождающий и соглашающийся человек, непристанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
  2. Обвиняющий – противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.
  3. Человек – компьютер – ультрарассудительный, спокойный холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.
  4. Уводящий в сторону – высказывает нерелевантные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

    Добровольцы, демонстрируя определённый коммуникативный  стиль, включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие; такая  форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум». Через  пять минут наблюдателей приглашают прокомментировать своё восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защитной манере.

    Теперь  повторите процедуру с тремя  новыми участниками. Постарайтесь дать каждому члену группы поучавствовать хотя бы один раз [11]. 

    День6

    Цель: Это упражнение может снизить тревожность, связанную с межличностным общением, и даёт возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях.

    Необходимое время: 30 мин.

    Материал: нет.

    Подготовка: специальной подготовки не требуется.

    Процедура: Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнёру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей произвольной информацией, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Оставайтесь в роли около пяти минут, чтобы оба партнёра могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставление произвольной информации.

    На  втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно  давать свободную информацию или  описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя.

    Между двумя этапами упражнения дайте  парам поделиться своими переживаниями  и трудностями. Когда вы сможете  легко открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, вы овладеваете искусством ведения разговора [11]. 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Результаты  проведённой работы позволяют сделать  следующие выводы:

  1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.
  2. Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении
  3. Активное использование социально – психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей социальной психологии. Основу контингента возможных участников групп социально – психологического тренинга составляют лица трёх категорий : а)различного уровня руководители; б) люди, профессия которых предполагает интенсивное общение; в)люди, испытывающие серьёзные трудности в общении.
  4. Социально – психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности». В действительности, тренинг способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек [9].
 
 
 

    Список  литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.
  3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
  4. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
  5. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
  6. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. «Символ», 1995.- 608с.
  7. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
  8. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
  9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
  10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
  11. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.-736с.
  13. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
  14. Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.

Информация о работе Анализ методов исследования коммуникативной компетентности