Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профильного образования

Курский государственный университет.

Дефектологический факультет.

 

 

 

 

Факультет дефектологический

Заочная форма обучения

Направление: 050700 Специальное  дефектологическое  образование 

Профиль: Специальная психология

Кафедра коррекционной  психологии и педагогики

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Анализ основных тенденций  развития в зарубежной психодиагностике».

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса з/о (3/5.), спецпсихология Пикуля Наталия Ивановна.

Проверил: К.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики

 Грачев Юрий Геннадьевич

 

 

 

Курск 2013

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической

литературе………………………………………………………………………….6

1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16

1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной

психодиагностике…………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………….………………..46

Библиографический список……………………………………….……………...49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В науке существует мнение, что между психическими процессами ребенка и психическими процессами взрослого имеется только качественное развитие, что ребенок – это маленький взрослый, который обладает теми же пропорциями тела и теми же психическими особенностями, какими обладает взрослый, но проявляются эти пропорции лишь в уменьшенном, миниатюрном виде.

Если в анатомических  представлениях идея о ребенке как о взрослом была преодолена еще много столетий тому назад, то в психологии идея о том, что онтогенетическое развитие есть только количественное увеличение психологического инвентаря, присущего ребенку уже с самых ранних лет жизни, встречала значительные трудности.

Развитие человеческого  индивида – это обусловленный  и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс, внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия.  С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий.

Человек рождается с  природными возможностями человеческого  психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

Соответственно, некоторые  теоретики предложили стадиальную  модель для понимания фаз роста  и развития в жизни человека. В  качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Э.Эриксоном или теорию Ж.Пиаже, открывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а также создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.

Вопросы о том, что такое развитие, чем оно характеризуется, в чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта, весьма актуальны, поскольку, зная ответы на них, можно грамотно воздействовать на этот процесс, создавая наиболее благоприятные условия для его протекания.

Как известно, объект может  изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше – больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста – это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут  происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции.

В подобных случаях, когда  происходят существенные изменения  в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными  изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский  и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов  развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что как объяснение основных движущих сил психологического развития, так и описание его основных этапов у разных зарубежных авторов освещается не одинаково; и основные концепции психологического развития, широко распространенные в зарубежной науке, заслуживают особого внимания и интересны для изучения.

Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций  развития в зарубежной психодиагностике.

Объект исследования – понятие развития.

Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие  задачи:

1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть психодиагностику  как науку.

3. Провести анализ  основных тенденций развития  в зарубежной психодиагностике.

Курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, три  главы (в соответствии с задачами исследования), заключение, библиографический список.

1.1. Понятие «развития» в современной психолого-педагогической

литературе

Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все зарубежные и отечественные исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима.

Рассмотрим, как раскрывается понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.

1. Развитие как рост. Такое понимание в современной  психолого-педагогической науке  почти не встречается. Под ростом  понимается процесс количественного  изменения (накопления) внешних признаков  объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, то есть остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития [10, с. 35].

2. Развитие как созревание. Такое определение развития используется  преимущественно в повседневном  мышлении. Под созреванием понимается  редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и, соответственно, преуменьшается значение других сторон развития.

3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, то есть в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», то есть самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель можно поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?) [23, с. 111].

4. Развитие как универсальное  изменение. В качестве одного  из критериев для определения  развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

5. Развитие как качественное, структурное  изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь – лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе говоря, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

6. Развитие как количественно-качественное  изменение. В предыдущем случае за основу был взят качественный характер изменений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития. Однако исключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные изменения.

7. Развитие как изменение, влекущее  за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт говорит о наличии тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений [21, с. 45].

Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

- количественными, качественными;

- непрерывными, дискретными, скачкообразными;

- универсальными, индивидуальными;

- обратимыми, необратимыми;

- целенаправленными, ненаправленными;

- изолированными, интегрированными;

- прогрессивными (эволюционными), регрессивными  (инволюционными).

Кроме того, развитие может рассматриваться  в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях [15, с. 75].

Для общей интегральной характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории роста, созревания, дифференциации, научения, запечатления (импринтинга), социализации (культурного социогенеза). Рассмотрим указанные категории более подробно.

Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представляют собой количественные изменения. Физиологические изменения в возрасте половозрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках являются, напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количество – качество» понятие роста относится к количественному аспекту развития.

Рост представляет собой лишь отдельный  аспект хода развития, а именно –  одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать  развитие в аспекте роста –  значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы рассматриваются лишь с точки зрения приращения их объема [7, с. 116].

Созревание. Подход к развитию с  точки зрения созревания господствовал в психологии и педагогике достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, то есть наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста.

Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике