Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………
Из-за слова «диагностика»
эта наука чаще использовалась
в клинике и даже определялась
в энциклопедическом словаре
медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика
– оценка психического состояния больного
с помощью экспериментально-
По словам Л.Д.Бурлачука,
мы имеем дело с весьма
В ленинградской
психологической школе Б.Г.
К.М.Гуревич и Е.Е.Борщова психодиагностику определяют
как психологическую дисциплину, разрабатывающую
методы выявления и изучения индивидуально-психологических
и индивидуально-
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности [27, с. 43].
Известны следующие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена
на изучение индивидуально-
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-
Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений [3, с. 52].
Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга, как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.
Сущность психологической
диагностики заключается в
Специалист в области психодиагностики должен знать:
- что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
- какими методами можно пользоваться;
- как обрабатывать полученные данные;
- где можно использовать результаты (по принципу «не навреди»);
- как разработать коррекционную работу с детьми [8, с. 77].
Значение психологической диагностики трудно переоценить.
Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.
Без диагностических методов нельзя следить за развивающим эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.
Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.
Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.
Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.
Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.
Без диагностики нет максимального и эффективного использования индивидуальных возможностей ребенка.
Без диагностики нельзя
оказать психологическую помощь
родителям в воспитании детей, супругам
в ситуации семейного кризиса, детям,
у которых нарушен ход нормальн
Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.
В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о качествах личности [16, с. 78 – 80].
Значение психологической диагностики состоит:
- в разработке игровых
тренингов в системе взаимных
контактов в среде «человек-
- в предупреждении профориентационных ошибок;
- в помощи озадаченным людям, не умеющим найти выход в той или иной жизненной ситуации;
- в психологической помощи педагогам;
- в корректировке стилей отношения педагога к детям;
- в обобщении уровней педагогического мастерства, находок, новых технологий, методов и приемов обучения;
- в психологической помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров;
- в принятии социального заказа и переработке его в психологическую задачу для работы с клиентами;
- в определении главной
проблемы при сложившихся
- в определении наиболее эффективных способов решения психологических задач;
- в систематизации
результатов психологической
- в создании системы
психодиагностических, терапевтических,
коррекционных, консультационно-
- в выявлении причинно-
- во влиянии на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей;
- в изучении, выдаче рекомендаций персоналу и иным клиентам по совершенствованию жизнедеятельности, коррекции межличностных отношений в социальной среды;
- в организации
- в интерпретации результатов, выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности;
- в организации социально-
- в выявлении социально дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности;
- в совершенствовании
профессиональных качеств
- в психологическом сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений;
- в развитии общих способностей личности и их акмеологической культуры;
- в помощи клиентам
в их творческой
- в формулировании позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования;
- в проведении аттестации педагогических кадров [2, с. 47].
Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:
- психолого-педагогического консультирования;
- в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;
- в форме сочувствия, сопереживания.
Задачами психодиагностики являются:
- измерение определенных
качеств, психических
- определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
- определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
- выявление психологической
закономерности формулирования
личности и профессионально
- изучение коллектива, класса, группы;
- разработка проблемы
психологической подготовки
- изучение психологии
личности и труда специалистов,
психологичеких основ его
- психологический анализ
взаимодействия и общения
- анализ адаптации
к учебно-воспитательному
- обоснование путей демократизации;
определение состояния развитости того или иного качества;
- установление изменений,
произошедших под влиянием
- определение перспективы
развития того или иного
- разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
- установление профпригодности человека к исполнению своих служебных обязанностей;
- определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
- выработка рекомендации для индивида или группы;
- изучение динамики
познавательного,
- определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
- получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей [14, с. 98].
Задачи психологической службы:
- формирование развивающего
образа жизни личности в
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
- социально-психологическая
реабилитация детей-сирот и
- оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
- консультирование родителей
или лиц, их заменяющих, по вопросам
воспитания детей, создания
Работа практического психолога – специалиста в области психодиагностики – осуществляется по следующим основным направлениям:
- психопрофилактическая
работа – формирование у
- своевременное предупреждение
нарушений в становлении
Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике