Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.
Объект исследования – понятие развития.
Предмет исследования – анализ основных тенденций понятия «развитие» зарубежными специалистами в области психодиагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть психодиагностику как науку.
3. Провести анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.1. Понятие развития в современной психолого - педагогической
литературе………………………………………………………………………….6
1.2.. Психодиагностика как наука……………………….……………………..16
1.3. Анализ основных тенденций развития .в зарубежной
психодиагностике…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………….………………..46
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

 Из-за слова «диагностика»  эта наука чаще использовалась  в клинике и даже определялась  в энциклопедическом словаре  медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование», «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов»,  «Теория и практика психологического тестирования».

 По словам Л.Д.Бурлачука,  мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием  ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.

 В ленинградской  психологической школе Б.Г.Ананьевым   был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьеву, психодиагностика  имеет целью определение психофизиологических  функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития : работоспособности, одаренности, специальных способностей [14, с. 45 – 48].

К.М.Гуревич и Е.Е.Борщова психодиагностику определяют как психологическую дисциплину, разрабатывающую методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика рассматривается и как область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.

 Таким образом,  в настоящее время содержание  предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их.

 Психодиагностика  не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

 Психодиагностика  – это область психологической  науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности [27, с. 43].

Известны следующие  отрасли психодиагностики:

1. Образовательная – направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.

2. Клиническая – направлена  на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.

3. Профессиональная –  направлена на профориентацию  и профотбор учащихся, а также  расстановку кадров.

4. Судебная психолого-психиатрическая.

Психодиагностика тесно  связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений [3, с. 52].

 Психодиагностика  развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга, как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической  диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.

Специалист в области  психодиагностики должен знать:

- что и как изучать  в познавательной, волевой, личностной  сфере детей;

- какими методами можно  пользоваться;

- как обрабатывать  полученные данные;

- где можно использовать  результаты (по принципу «не навреди»);

- как разработать коррекционную  работу с детьми [8, с. 77].

Значение психологической  диагностики трудно переоценить.

Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать  помощь тем из них, кто в ней  нуждается.

Без диагностических  методов нельзя следить за развивающим  эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.

Без диагностики уровня развития общих и специальных  способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости  школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.

Без использования диагностических  методов нельзя установить уровень  личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.

Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.

Без изучения личностного  развития сложно организовать соответствующее обучение.

Без диагностики нет  максимального и эффективного использования  индивидуальных возможностей ребенка.

Без диагностики нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.

Психологическая диагностика  важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.

В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о  качествах личности [16, с. 78 – 80].

Значение психологической диагностики состоит:

- в разработке игровых  тренингов в системе взаимных  контактов в среде «человек-человек» («субъект-субъект»);

- в предупреждении  профориентационных ошибок;

- в помощи озадаченным  людям, не умеющим найти выход  в той или иной жизненной ситуации;

- в психологической  помощи педагогам;

- в корректировке стилей  отношения педагога к детям;

- в обобщении уровней  педагогического мастерства, находок,  новых технологий, методов и приемов обучения;

- в психологической  помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров;

- в принятии социального  заказа и переработке его в  психологическую задачу для работы с клиентами;

- в определении главной  проблемы при сложившихся условиях;

- в определении наиболее  эффективных способов решения психологических задач;

- в систематизации  результатов психологической помощи  в работе с клиентом;

- в создании системы  психодиагностических, терапевтических,  коррекционных, консультационно-просветительных основ и условий для продуктивного труда клиентов;

- в выявлении причинно-следственных  связей и мер по оптимизации  деятельности;

- во влиянии на работу  персонала в целях достижения  им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей;

- в изучении, выдаче  рекомендаций персоналу и иным  клиентам по совершенствованию жизнедеятельности, коррекции межличностных отношений в социальной среды;

- в организации психотерапевтической, коррекционной, консультационной, и развивающей работы с персоналом и другими клиентами.

- в интерпретации результатов,  выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности;

- в организации социально-психологической  работы и личном участии в  проведении адаптационных мероприятий;

- в выявлении социально  дезадаптивных клиентов, лиц с  психическими отклонениями и  проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности;

- в совершенствовании  профессиональных качеств персонала,  обеспечивающих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда;

- в психологическом  сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений;

- в развитии общих  способностей личности и их  акмеологической культуры;

- в помощи клиентам  в их творческой самореализации;

- в формулировании  позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования;

- в проведении аттестации  педагогических кадров [2, с. 47].

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

- психолого-педагогического  консультирования;

- в форме глубокого  проникновения в личность обратившегося за помощью;

- в форме сочувствия, сопереживания. 

Задачами психодиагностики являются:

- измерение определенных  качеств, психических процессов:  познавательных, эмоциональных, волевых;

- определение особенностей  психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);

- определение особенностей  психических свойств личности: социальной  направленности, характера, темперамента, способностей;

- выявление психологической  закономерности формулирования  личности и профессионально важных  качеств;

- изучение коллектива, класса, группы;

- разработка проблемы  психологической подготовки специалистов;

- изучение психологии  личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического  мастерства и творчества;

- психологический анализ  взаимодействия и общения учителей  и детей;

- анализ адаптации  к учебно-воспитательному процессу;

- обоснование путей демократизации;

определение состояния  развитости того или иного качества;

- установление изменений,  произошедших под влиянием учебно-воспитательных  воздействий;

- определение перспективы  развития того или иного качества;

- разделение обследуемых  людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;

- установление профпригодности  человека к исполнению своих  служебных обязанностей;

- определение соответствия  того или иного качества норме  с целью проведения коррекционной работы;

- выработка рекомендации для индивида или группы;

- изучение динамики  познавательного, интеллектуального,  личностного и межличностного  развития личности.

- определение одаренности  ребенка, его задатков, индивидуальных  способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;

- получение достоверной  информации для воспитателей, учителей  и родителей [14, с. 98].

Задачи психологической  службы:

- формирование развивающего  образа жизни личности в учебно-воспитательном  учреждении;

- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;

- обеспечение индивидуального  подхода к каждому ребенку;

- психолого-педагогическое  изучение детей;

- профилактика и коррекция  отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;

- социально-психологическая  реабилитация детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом  или умственном развитии;

- оказание помощи детям,  подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;

- консультирование родителей  или лиц, их заменяющих, по вопросам  воспитания детей, создания благоприятного  семейного микроклимата [2, с. 89].

Работа практического  психолога – специалиста в  области психодиагностики – осуществляется по следующим основным направлениям:

- психопрофилактическая  работа – формирование у педагогов,  детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;

- своевременное предупреждение  нарушений в становлении личности  и интеллекта.

Информация о работе Анализ основных тенденций развития в зарубежной психодиагностике