Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Главная задача руководителя вовремя уловить момент зарождения конфликта, оценить его масштаб и выявить причины, а затем постараться разрешить его, при этом важно не ущемить права ни одной стороны, то есть необходимо действовать максимально конструктивно, извлечь из конфликта урок и выйти на новый уровень развития.
Введение
1 Сущность, типы, функции и стадии развития конфликта
2 Анализ производственного конфликта
2.1 Описание конфликта
2.2 Анализ конфликта
Заключение
Список использованной литературы
Трудно представить себе руководителя, который ни разу в жизни не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов. Обычно такая ситуация воспринимается как сбой в работе организации, как что-то из ряда вон выходящее, как помеха в нормальной деятельности. Большинство руководителей, столкнувшись с конфликтной ситуацией, чувствуют раздражение и недовольство, вызванные необходимостью отвлекаться от прямых задач и тратить драгоценное время, которого и так всегда не хватает, на улаживание мелких дрязг или крупных склок.
Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации.
Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации.
Реальная задача заключается не в том, чтобы исключить конфликты из жизни организации, а в том, чтобы выработать способы конструктивного их разрешения. Для этого необходимо понимать механизмы возникновения и развития конфликтной ситуации.
Проблема изучения конфликтов на производстве была впервые поставлена в первой половине XX века М. Фоллет и Э. Мэйо. В конце двадцатых годов Э. Мэйо высказал идею «бесконфликтного» существования в организациях. Он считал возможным обучить администрацию предприятия определенным методам, с помощью которых можно решать конфликты мирным путем.
Представители организационной психологии (Ф. Эмери и Э. Торсрад) показали, что конфликты в организации неизбежно ведут к изменениям, которые в свою очередь порождают другие конфликты. Как считают наши отечественные психологи (Рощин С.К., Ковалев А.Г., Гришина Н.В. и др.), страшен не сам по себе конфликт, а деструктивный конфликт, приводящий к серьезному рассогласованию в работе всей организации.
Главная задача руководителя вовремя уловить момент зарождения конфликта, оценить его масштаб и выявить причины, а затем постараться разрешить его, при этом важно не ущемить права ни одной стороны, то есть необходимо действовать максимально конструктивно, извлечь из конфликта урок и выйти на новый уровень развития.
Конфликт (от лат. сonflictus – «столкновение») – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.
Существует
различная классификация
Один из родоначальников конфликтологии Р.Дарендорф предложил следующую классификацию:
Кроме этой существуют и другие классификации. Но основным типом принято считать классификацию по объему социального взаимодействия.
Функции конфликтов:
Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность.
зарождение | созревание | инцидент | столкновение | развитие конфликта |
последствия |
Предконфликтà | Конфликтà | Постконфликтная ситуация |
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру.
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников.
Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Внутренний конфликт в организации можно преодолеть с помощью:
Учитывая сложность управления межличностными конфликтами ситуациями на производстве, в каждом конкретном случае методы разрешения конфликтов должны определяться в индивидуальном порядке. Вместе с тем, существуют и общие методологические подходы.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Можно выделить ряд эффективный структурных методов разрешения конфликта.
Руководитель может использовать также следующие инструменты (стили) разрешения конфликтов: