Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:54, реферат
Любая “концепция здоровья” предполагает определенные способы ее применения в социальной практике и служит основанием для разнообразных оздоровительных техник. Эталонные представления содержат необходимые критерии оценки, а принципы оздоровления реализуются в особых (как социальных, так и индивидуальных) мероприятиях, направленных на укрепление здоровья. Такие мероприятия или практики мы и называем “путями оздоровления”.
Впрочем, оздоровление души не рассматривалось только как призвание людей, склонных к систематическим занятиям философией. Античная культура разработала немало конкретных техник индивидуальной “работы над собой” (или, пользуясь терминологией Фуко, “техник себя”). Человеку, стремящемуся сохранять здоровье души и тела, независимо от его склада и рода занятий, предписывалась особая, хорошо отработанная система мероприятий, составлявшая так называемый здоровый образ жизни. Она включала не только ежедневную заботу о собственном физическом состоянии, описанную в сочинении Гиппократа “О здоровом образе жизни” [54, с. 131—139] и предполагавшую особую регламентацию питания, активности, сна, сексуальной жизни в соответствии с сезонами, но и такое же неустанное, систематическое созидание своего душевного благополучия.
Среди оздоровительных техник, распространенных в античном обществе и описанных Фуко, выделяются следующие:
— процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;
— практика самоанализа или “рассуждений о делах” — ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий, и наконец,
— работа мысли над собой — глубокая рефлексивная практика, предполагавшая самоосмысление, плодом которого стали знаменитые “Размышления” Марка Аврелия [191, с. 67—73].
Таким образом, самоисследование, наряду с укреплением тела, составляло, согласно версии Фуко, необходимую часть здоровой жизни античного человека и не рассматривалось как привилегия философов. В античной культуре оздоровление представляло собой единую систему мероприятий, охватывающую все стороны материальной и духовной жизни. Оздоровительные практики были непосредственно и гармонично включены в ежедневную социальную жизнь, а их реализация возлагалась, главным образом, на самого индивидуума, поскольку для поддержания здоровья индивидуальная “работа над собой” была не менее важна, чем специализированные медицинские процедуры. Да и античная медицина, по мнению Фуко, не ограничивалась лечебной “техникой вмешательства”, но предполагала особый “корпус знаний и правил, определяющих образ жизни”, “способ осмысленного отношения к себе, к своему телу, к различным формам деятельности и вообще ко всему, что окружает человека” [там же, с. 112].
Античные
методы оздоровления основаны не столько
на медицинских знаниях, сколько
на традиционной системе воспитания,
которая была направлена на формирование
целостной гармоничной личности. Здесь
необходимо отметить, что период античности
– это период классической культуры Древней
Греции и Рима. Под оздоровлением в античности
понималось не просто предотвращение
(профилактика) заболеваний и укрепление
организма. оздоровлением скорее, являлся
такой образ жизни, который обеспечивал
целостность не только организма, но и
самой личности.
Одним из основных принципов
оздоровления в период античности являлась
умеренность. При этом, важность быть
умеренным во всем, придерживаться золотой
середины соблюдалась не только в отношении
здоровья, но в любой сфере жизни. Так и
в понятие здоровья входило не только
физическое благополучие, но гармоничное
взаимодействие души и тела, а также самого
человека и окружающего мира. Считалось,
что любое телесное или душевное движение
приносит человеку вред, если оно становится
чрезмерным. Склонности к излишествам
противопоставляется строгий и аскетичный
образ жизни. Так, неумеренность в политических
делах приводит к несправедливости, в
искусстве несоразмерность порождает
безобразное, а нарушение меры в здоровой
жизни является причиной всевозможных
болезней. Таким образом, считалось, что,
в первую очередь, необходимо ограничивать:
человеческие потребности, страсти и удовольствия,
так как они имеют свойство неумеренно
разрастаться, а их самих существует невообразимое
множество. Исходя из этого, роскошь оценивалась
как основной показатель нездоровья. Идеальным
соотношением считалось избегать нужды,
не обрастая чрезмерной роскошью.
Интересно мнение
древнегреческого философа Эпикура (342
– 270 до н.э.), центральным понятием философии
которого являлось наслаждение. Даже он
считал воздержание от излишков главным
залогом благополучия человека. Наслаждение
при этом понималось не как распутство
или удовлетворение любого желания, а
как свобода от страданий и смятений души.
То есть, наслаждение может испытывать
только тот человек, у которого сочетается
спокойствие души и телесное здоровье.
По мнению Эпикура, только разумное ограничение
желаний обеспечивает здоровье. Даже основная
заповедь эпикурейцев гласила: «Довольствуйся
малым, избегая излишеств» (Диоген Лаэртский,
1979).
Сторонники
другой философской школы Древней
Греции, стоики, идеальным состоянием
духа считали атараксию (состояние
здоровой умеренности). Представитель
этой школы, философ Эпиктет (50–130) учил:
«Не украшай своего дома картинами или
живописью - пусть украшением ему служит
царящая в нем умеренность. Первое чуждо
душе и лишь на время ласкает взоры, тогда
как последняя сжилась с ней, нетленна,
вечное украшение дому» (Эпиктет., 1995).
Умеренность в чувствах важна также как
и в поступках, поэтому каким бы возвышенным
ни было чувство, безмерность делает его
вредоносным. Античные врачи даже всеохватывающую
любовь рассматривали как своего рода
болезнь. Человеку, задающему от сильной
любви, как больному, необходимо исцелиться,
то есть преодолеть это чувство и восстановить
внутреннее равновесие. Вред неумеренности
заключается в том, что один из элементов
человеческого естества начинает преобладать,
поэтому подавляет другие элементы, что
и приводит к нарушению гармонии в организме
и болезням.
Античные принципы воздержанности
и самоограничения были основаны на представлении
о высших космологических законах. Так,
существовал древнегреческий космос,
в котором все стихии находились в равновесии.
Согласно Анаксагору, миром правит высшее
«правосудие» (Дике), которое «в установленное
время» заставляет все вещи совершать
возмездие в отношении друг друга за их
«несправедливость», т. е. отход каждой
из вещей от положенной ей меры (Вернан
Ж.П., 1988). Поэтому и болезнь, в античном
понимании, являлась «отмщением» за неумеренность,
как кара, которую обрушивает на человека
Высшая Справедливость.
В качестве еще одного примера
интересно привести диалог Платона «Соперники».
В нем один из персонажей утверждает, что
здоровое состояние тела достигается
великими трудами. Тогда более опытный
любитель гимнастики ему возражает, говоря,
что не большие и не малые труды делают
тела людей здоровыми и крепкими, но лишь
умеренные упражнения дают людям хорошее
самочувствие. То же самое он говорит и
о питании, которое может быть полезным
и здоровым только при условии соблюдения
меры (Платон, 1994).
Второй принцип оздоровления
античности можно определить как «забота
о себе», или «культура
себя» (Фуко М., 1998). «Кто хочет пребывать
в благополучии, тот должен всю жизнь проводить
в заботе о себе», - говорил в I веке философ
Мусоний Руф (Плутарх, 1983). Заботиться о
себе означало не только придерживаться
строгого режима, составляющего здоровый
и умеренный образ жизни, но и постоянно
отдавать себе отчет в своем душевном
состоянии, подвергать непредвзятому
анализу и трезво оценивать свои переживания,
высказывания и поступки. Эти принципы
«культуры себя» во времена Древней Греции
не являлись преимуществом элиты или философов,
более того, их должны были усвоить все,
как, например, поддержание своего тела
в в чистоте и порядке.
Но забота о себе не ограничивалась
понятием заботы о физическом теле и душе,
она включала обязательное самосовершенствование,
«работу над собой», непрерывное «самовоспитание»
(Васильева О.С., 2001). Это означает, что необходимо
было всячески развивать и совершенствовать
то, что было приобретено в результате
образования и воспитания. Так, в детстве
забота о гармоничном развитии человека
возлагалась на его воспитателей и наставников,
но взрослый человек должен продолжать
свое совершенствование самостоятельно
и воспитывать себя сам, при необходимости
прибегая к совету врачей (при тяжелой
болезни) или к совету философа (в спорных
вопросах миропознания).
Таким образом, здоровье
и благополучие в Древней Греции и Риме
понимались как «личное дело каждого»,
забота о здоровье являлась признаком
как хорошего воспитания, так и самовоспитания.
Древнегреческий философ Платон (427-347
до н.э.) утверждал даже, что необходимость
обращаться за помощью к врачам сама по
себе позорна. Он сравнивал это с необходимостью
прибегать к помощи судей: человек, не
способный самостоятельно заботиться
о своем здоровье, так же как и тот, кто
не в силах сам разобраться в вопросах
справедливости, позорит самого себя.
Нужда в искусных врачах и судьях – доказательство
плохого воспитания и распущенности граждан,
величайший позор для них ! (Платон, 1994).
Обобщая сказанное, нужно
отметить, что оздоровление в период античности
понималось как систематическое поддержание
внутреннего равновесия и целостности
человека. Кроме того, оздоровление являлось
частью культуры и мировоззрения. Остановимся
теперь на способах, которые применялись
в период античности для поддержания и
восстановления гармонии и оздоровления
человека.
Надо отметить, что античная
культура разработала конкретные техники
индивидуальной «работы над собой». Человеку,
стремящемуся сохранить здоровье, предписывалась
особая, хорошо отработанная система мероприятий,
составлявшая так называемый здоровый
образ жизни. Она включала ежедневную
заботу о собственном физическом состоянии,
описанную в сочинении Гиппократа «О здоровом
образе жизни» (1998), и предполагала регламентацию
питания, физической активности, сна, сексуальной
жизни в соответствии с сезонами года.
Кроме того, в понятие здоровый образ жизни
входило систематическое созидание своего
душевного благополучия. М.Фуко (1998) описывает
следующие практики, распространенные
в античном обществе:
1) процедуры испытания (
2) практика самоанализа или «рассуждений
о делах» (ежедневные самоотчеты о прошедшем
дне с тщательным разбором собственных
поступков);
3) работа мысли над собой (глубокая рефлексивная
практика, предполагавшая самоосмысление).
М. Фуко считает, что самоисследование,
наряду с заботой о теле, составляло необходимую
часть здоровой жизни античного человека
и не рассматривалось как привилегия философов.
Подводя итоги, обобщим сказанное:
В античной культуре оздоровление представляло собой единую систему, охватывающую и физическое здоровье, и душевное равновесие. Оздоровительные практики не выделялись как отдельные мероприятия, но они были непосредственной частью повседневной жизни.
Реализация такого «здорового образа жизни» возлагалась на самого человека, поскольку для поддержания здоровья индивидуальная «работа над собой» была не менее важна, чем специализированные медицинские процедуры.
Важно отметить, что основные принципы оздоровления были заложены в системе античного воспитания. Например, гармоничное развитие человека обеспечивалось сочетанием гимнастики и музыки в образовательном процессе.
Одной
из самых ярких оздоровительных методик
античности является катарсис, под которым
понимается очищение души через переживание.
Религиозной формой катарсиса был очистительный
ритуал, а эстетической – античная драматургия.
Этот метод актуален и в наше время, так
как он лежит в основе классического психоанализа
З.Фрейда, методе психодраммы арт-терапии.
НИУ
Белгородский Государственный Университет
Реферат на тему:
«Античные
пути оздоровления»
Выполнил:
студентка 4 курса
фак-та МиИТ
Елукова Ирина
Проверил:
Толбатова Е.В.
Белгород 2011