Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:24, реферат
Характеристика основных архетипов и теории коллективного бессознательного.
Женщина, которая
борется против своего отца, все же
имеет возможность жить инстинктивно,
по-женски, так как она отвергает только
то, что ей чуждо. Но когда она борется
против матери, то ценою риска разрушения
своих инстинктов она может достичь большей
сознательности, ибо, отвергая мать, она
отвергает все темное, инстинктивное,
бессознательное и двусмысленное в своем
собственном характере. Благодаря своему
здравому смыслу, объективности и мужественности,
женщина этого типа часто занимает важный
пост, где ее с запозданием раскрывающиеся
материнские качества, руководимые холодным
умом, оказывают наиболее благотворное
воздействие. Эта необычная комбинация
женственности и мужественного разума
оказывается ценной как в области интимных
отношений, так и в практической сфере.
Как духовный руководитель и советчик
мужчины такая женщина, оставаясь неизвестной
миру, может играть очень значительную
роль. Благодаря ее качествам, мужскому
уму легче ее понять, чем женщину с другими
формами комплекса матери, и по этой причине
мужчины часто отдают предпочтение ей
перед женщинами с положительными комплексами
матери. Излишне (237) женственная женщина
ужасает мужчину, обладающего комплексом
матери, для которого характерна высокая
чувствительность. Но эта женщина не пугает
мужчину, потому что она создает мост для
мужского ума, по которому тот может безопасно
направить свои чувства на противоположный
берег. Ее здравый рассудок внушает ему
уверенность - фактор, который не следует
недооценивать и который отсутствует
в отношениях между мужчиной и женщиной
гораздо чаще, чем можно представить. Мужской
Эрос ведет не только наверх, но и вниз
- в женский темный мир Гекаты и Кали, ужасающий
любого разумного человека. Рассудочность,
присущая женщине этого типа, становится
для мужчины путеводной звездой в темноте
и в кажущихся бесконечными лабиринтах
жизни.
Архети́п (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.
«Архетип — термин Филона Александрийского (ок. 20 г. до Р.Х. — ок. 40 г. по Р. Х.), который понимал его, как прообраз, идею, нечто противоположное материи. В дальнейшей истории термин не раз менял свое значение.»
Лосев А. Ф. Поздний
эллинизм. М.: Искусство. 765 с.
>>> АРХЕТИП
(от греч. archetipos — первообраз) —
центральное понятие аналитической психологии.
Архетип — способ связи образов, переходящих
из поколения в поколение. Согласно Юнгу
архетипы представляют собой структурные
элементы человеческой психики, которые
скрыты в коллективном бессознательном,
общем для всего человечества. Они наследуются
подобно тому, как наследуется строение
тела. Архетипы задают общую структуру
личности и последовательность образов,
всплывающих в сознании при пробуждении
творческой активности, поэтому духовная
жизнь несет на себе архетипический отпечаток.
Юнг, преувеличивая роль архетипов, видел
в них формообразующее начало, присутствующее
в психике каждого человека… Архетипы
структурируют понимание мира, себя и
других людей; с особой отчетливостью
они проявляются в мифических повествованиях,
сказках, снах, а также в при некоторых
расстройствах психики. Набор архетипов
ограничен; они лежат в основе творчества
и способствуют внутреннему единству
человеческой культуры, делают возможным
взаимосвязь различных эпох развития
и взаимопонимание людей. (Словарь "Психология"
М., Политиздат, 1990г.)
Коллективное
бессознательное —
одна из форм бессознательного, общая
для общества в целом и являющаяся продуктом
наследуемых структур мозга. Основное
отличие коллективного бессознательного
от индивидуального в том, что оно является
общим для разных людей, не зависит от
индивидуального опыта и истории развития
индивида, представляет собой некий единый
«общий знаменатель» для разных людей.
Коллективное бессознательное, в отличие
от индивидуальной (личной) формы бессознательного,
основывается на опыте не конкретного
человека, а общества в целом.
Коллективное
бессознательное состоит из архетипов
(общечеловеческих первообразов) и
идей.
Термин введён
психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в
статье «Структура бессознательного»
и является центральным понятием аналитической
психологии. Позднее заменен им на более
точный термин «объективная психика»,
а впоследствии на «трансперсональное
бессознательное».
Автономный Комплекс
Термин Юнга
для обозначения любого комплекса,
который складывается бессознательно,
но со временем прокладывает путь в сознание.
Автономный
комплекс
Из чего состоит
творческий автономный комплекс? Этого
вообще невозможно знать заранее, пока
завершенное произведение не позволит
нам заглянуть в свою суть. Произведение
являет нам разработанный образ в широчайшем
смысле слова. Образ этот доступен анализу
постольку, поскольку мы способны распознать
в нем символ. Напротив, пока мы не в силах
раскрыть его символическую значимость,
мы констатируем тем самым, что по крайней
мере для нас смысл произведения лишь
в том, что оно явственным образом говорит,
или, другими словами, оно для нас есть
лишь то, чем оно кажется. Я говорю <кажется>
- потому что, возможно, наша ограниченность
просто не дает нам пока заглянуть поглубже.
Так или иначе в данном случае у нас нет
ни повода, ни отправной точки для анализа.
В первом случае, наоборот, мы сможем припомнить
в качестве основополагающего тезис Герхарта
Гауптмана: быть поэтом - значит позволить,
чтобы за словами прозвучало Пра - слово.
В переводе на язык психологии наш первейший
вопрос соответственно должен гласить:
к какому пра - образу коллективного бессознательного
можно возвести образ, развернутый в данном
художественном произведении? Такая постановка
вопроса во многих аспектах требует прояснения.
Я взял здесь, согласно вышесказанному,
случай символического произведения искусства,
притом такого, чей источник надо искать
не в бессознательном авторской личности,
а в той сфере бессознательной мифологии,
образы которой являются всеобщим достоянием
человечества. Я назвал эту сферу соответственно
коллективным бессознательным, ограничив
ее тем самым от личного бессознательного,
под которым я имею в виду совокупность
тех психических процессов и содержаний,
которые сами по себе могут достичь сознания,
по большей части уже и достигли его, но
из - за своей несовместимости с ним подверглись
вытеснению, после чего упорно удерживаются
ниже порога сознания. Из этой сферы в
искусство тоже вливаются источники, но
мутные, которые в случае своего преобладания
делают художественное произведение не
символическим, а симптоматическим. Этот
род искусства мы, пожалуй, без особого
ущерба и без сожаления препоручим фрейдовской
методе психологического промывания.
В противоположность личному бессознательному,
образующему более или менее поверхностный
слой сразу же под порогом сознания, коллективное
бессознательное при нормальных условиях
не поддается осознанию, и потому никакая
аналитическая техника не поможет его
<вспомнить>, ведь оно не было вытеснено
и не было забыто. Само по себе и для себя
коллективное бессознательное тоже не
существует, поскольку оно есть лишь возможность,
а именно та возможность, которую мы с
прадревних времен унаследовали в виде
определенной формы мнемонических образов
или, выражаясь анатомически, в структуре
головного мозга . Это не врожденные представления,
а врожденные возможности представления,
ставящие известные границы уже самой
смелой фантазии, - так сказать, категории
деятельности воображения, в каком - то
смысле априорные идеи, существование
которых, впрочем, не может быть установлено
иначе, как через опыт их восприятия. Они
проявляются лишь в творчески оформленном
материале в качестве регулирующих принципов
его формирования, иначе говоря, мы способны
реконструировать изначальную подоснову
праобраза лишь путем обратного заключения
от законченного произведения искусства
к его истокам. Праобраз, или архетип, есть
фигура - будь то демона, человека или события,
- повторяющаяся на протяжении истории
везде, где свободно действует творческая
фантазия. Соответственно мы имеем здесь
в первую очередь мифологическую фигуру.
Подробнее исследовав эти образы, мы обнаружим,
что в известном смысле они являются сформулированным
итогом огромного типического опыта бесчисленного
ряда предков: это, так сказать, психический
остаток бесчисленных переживаний одного
и того же типа. Усредненно отображая миллионы
индивидуальных переживаний, они дают
таким путем единый образ психической
жизни, расчлененный и спроецированный
на разные лики мифологического пандемониума.
Впрочем, мифологические образы сами по
себе тоже являются уже сложными продуктами
творческой фантазии, и они туго поддаются
переводу на язык понятий; в этом направлении
сделаны лишь первые трудные шаги. Понятийный
язык, который по большей части предстоит
еще создать, смог бы способствовать абстрактному,
научному освоению бессознательных процессов,
залегающих в основе праобразов. В каждом
из этих образов кристаллизировалась
частица человеческой психики и человеческой
судьбы, частица страдания и наслаждения
- переживаний, несчетно повторявшихся
у бесконечного ряда предков и в общем
и целом всегда принимавших один и тот
же ход. Как если бы жизнь, которая ранее
неуверенно и на ощупь растекалась по
обширной, но рыхлой равнине, потекла вдруг
мощным потоком по глубоко прорезавшемуся
в душе руслу, - когда повторила ту специфическую
сцепленность обстоятельств, которая
с незапамятных времен способствовала
формированию праобраза.
Момент возникновения
мифологической ситуации всегда характеризуется
особенной эмоциональной интенсивностью:
словно в нас затронуты никогда ранее
не звеневшие струны, о существовании
которых мы совершенно не подозревали.
Борьба за адаптацию - мучительная задача,
потому что на каждом шагу мы вынуждены
иметь дело с индивидуальными, то есть
нетипическими условиями. Так что неудивительно,
если, встретив типическую ситуацию, мы
внезапно или ощущаем совершенно исключительное
освобождение, чувствуем себя как на крыльях,
или нас захватывает неодолимая сила.
В такие моменты мы уже не индивидуальные
существа, мы - род, голос всего человечества
просыпается в нас. Потому и не в состоянии
отдельный индивид развернуть свои силы
в полной мере, если одно из тех коллективных
представлений, что зовутся идеалами,
не придет ему на помощь и не развяжет
в нем всю силу инстинкта, ключ к которой
обычная сознательная воля одна найти
не в состоянии. Все наиболее действенные
идеалы всегда суть более или менее откровенные
варианты архетипа, в чем легко можно убедиться
по тому, как охотно люди аллегоризируют
такие идеалы, - скажем, отечество в образе
матери, где сама аллегория, разумеется,
не располагает ни малейшей мотивирующей
силой, которая вся целиком коренится
в символической значимости идеи отечества.
Этот архетип есть так называемая <мистическая
причастность> первобытного в человеке
к почве, на которой он обитает и в которой
содержатся духи лишь его предков. Чужбина
горька.
Любое отношение
к архетипу, переживаемое или просто
именуемое, <задевает> нас; оно действенно
потому, что пробуждает в нас голос более
громкий, чем наш собственный. Говорящий
праобразами говорит как бы тысячью голосов,
он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое
им из однократности и временности в сферу
вечносущего, он возвышает личную судьбу
до судьбы человечества и таким путем
высвобождает в нас все те спасительные
силы, что извечно помогали человечеству
избавляться от любых опасностей и превозмогать
даже самую долгую ночь.
Такова тайна
воздействия искусства. Творческий
процесс, насколько мы вообще в состоянии
проследить его, складывается из бессознательного
одухотворения архетипа, из его развертывания
и пластического оформления вплоть до
завершенности произведения искусства.
Художественное развертывание праобраза
есть в определенном смысле его перевод
на язык современности, после чего каждый
получает возможность, так сказать, снова
обрести доступ к глубочайшим источникам
жизни, которые иначе остались бы для него
за семью замками. Здесь кроется социальная
значимость искусства: оно неустанно работает
над воспитанием духа времени, потому
что дает жизнь тем фигурам и образам,
которых духу времени как раз всего больше
недоставало. От неудовлетворенности
современностью творческая тоска уводит
художника вглубь, пока он не нащупает
в своем бессознательном того праобраза,
который способен наиболее действенно
компенсировать ущербность и однобокость
современного духа. Он прилепляется к
этому образу, и по мере своего извлечения
из глубин бессознательного и приближения
к сознанию образ изменяет и свой облик,
пока не раскроется для восприятия человека
современности. Вид художественного произведения
позволяет нам делать выводы о характере
эпохи его возникновения. Что значит реализм
и натурализм для своей эпохи? Что значит
романтизм? Что значит эллинизм? Это направления
искусства, несшие с собой то, в чем всего
больше нуждалась современная им духовная
атмосфера. Художник как воспитатель своего
века - об этом можно было бы сейчас еще
очень долго говорить. Как у отдельных
индивидов, у народов и эпох есть свойственная
им направленность духа, или жизненная
установка. Само слово <установка> уже
выдает неизбежную односторонность, связанную
с выбором определенной направленности.
Где есть направленность, там есть и устранение
отвергаемого. А устранение означает,
что такие - то и такие - то области психики,
которые тоже могли бы жить жизнью сознания,
не могут жить ею, поскольку это не отвечает
глобальной установке. Нормальный человек
без ущерба способен подчиниться глобальной
установке; человек окольных и обходных
путей, не могущий идти рядом с нормальным
по широким торным путям, скорее всего
и окажется открывателем того, что лежит
в стороне от столбовых дорог, ожидая своего
включения в сознательную жизнь. Относительная
неприспособленность художника есть по
- настоящему его преимущество, она помогает
ему держаться в стороне от протоптанного
тракта, следовать душевному влечению
и обретать то, чего другие были лишены,
сами того не подозревая. И как у отдельного
индивида односторонность его сознательной
установки корректируется в порядке саморегулирования
бессознательными реакциями, так искусство
представляет процесс саморегулирования
в жизни наций и эпох.
Я сознаю, что
в рамках доклада мне удалось
изложить лишь несколько общих соображений,
да и то в сжатой и эскизной форме. Но я,
пожалуй, вправе надеяться, что мои слушатели
уже успели подумать о не сказанном мною,
а именно о конкретном приложении всего
этого к поэтико - художественному произведению,
и тем самым наполнили плотью и кровью
абстрактную скорлупу моей мысли.
Карл Густав Юнг
Концепция
коллективного бессознательного
Вероятно, ни одна
из моих эмпирических концепций не
сталкивалась с таким глубоким непониманием,
как идея коллективного
1. Определение
Коллективное
бессознательное представляет собой часть
психики, которую в терминах отрицания
можно отличить от личностного бессознательного
по тому факту, что первое не обязано своим
существованием, в отличие от последнего,
личному опыту и, следовательно, не является
индивидуальным приобретением. Если личностное
бессознательное состоит в основном из
элементов, которые одно время осознавались,
но впоследствии исчезли из сознания в
результате забывания или подавления,
то элементы коллективного бессознательного
никогда не были в сознании и, следовательно,
никогда не обретались индивидуально,
а своим существованием обязаны исключительно
наследственности. Личностное бессознательное
состоит главным образом из комплексов,
тогда как содержание коллективного бессознательного'
составляют в основном архетипы.
Понятие архетипа,
которое является неотъемлемым коррелятом
идеи коллективного бессознательного,
указывает на существование определенных
форм психики, которые, как видится, присутствуют
всегда и везде. В мифологических исследованиях
их называют "мотивами"; в психологии
первобытных людей они соответствуют
концепции Леви-Брюля о "коллективных
представлениях", а в области сравнительной
религии они были определены Губертом
и Мауссом как "категории воображения".
Адольф Бастиан давно уже называл их "элементарными"
или "первичными мыслями".
Приведенные ссылки
призваны продемонстрировать, что моя
идея об архетипе (буквальное значение
- предсуществующая форма) не стоит особняком,
а является чем-то признанным и встречающимся
в других областях знания.
Итак, мой тезис
заключается в следующем: помимо
нашего непосредственного сознания, которое
носит целиком личностный характер и которое
мы считаем единственной эмпирической
психикой (даже если рассматривать личностное
бессознательное как приложение), существует
вторая психическая система коллективного,
универсального и безличного характера,
идентичная у всех индивидов. Это коллективное
бессознательное не развивается индивидуально,
а наследуется. Оно состоит из предсуществующих
форм - архетипов, которые могут стать
лишь вторично осознанными и которые задают
форму элементов психического содержимого.
2. Психологическое значение коллективного бессознательного
Медицинская психология,
выросшая из профессиональной врачебной
практики, настаивает на личностном характере
психики. Здесь я имею в виду воззрения
Фрейда и Адлера. Это психология
личности и ее этиологические или причинные
факторы рассматриваются почти полностью
как личностные по своей природе. Тем не
менее, даже эта психология основана на
определенных всеобщих биологических
факторах, например, половом инстинкте
или потребности в самоутверждении, которые
ни в коей мере не являются чисто индивидуальными
особенностями, Она вынуждена делать это,
потому что претендует на роль науки, объясняющей
явления.
Ни одно из этих
представлений не отрицает существования
априорных инстинктов, общих для человека
и животных, или что они оказывают важное
влияние на психологию личности. Однако
инстинкты являются безличностными, повсеместно
распространенными факторами динамического
или мотивационного характера, которые
настолько часто не воспринимаются сознанием
вовсе, что перед современной психотерапией
стоит задача помочь пациенту в их осознании.
Более того, инстинкты
по своей природе являются не расплывчатыми
и неопределенными, а особым образом
оформившимися мотивационными силами,
которые преследуют свои собственные
цели задолго до какого-либо осознания,
а затем независимо от степени осознания.
Следовательно, они образуют очень близкий
аналог архетипам - настолько близкий,
что дают весомые основания предположить,
что архетипы суть неосознанные образы
самих инстинктов или, другими словами,
что они являются моделями инстинктивного
поведения.
Таким образом,
гипотеза коллективного бессознательного
является не более смелой, чем допущение
существования инстинктов. Обычно люди
готовы допустить, что человеческая
деятельность весьма подвержена влиянию
инстинктов совершенно независимо от
рациональных мотиваций сознающего разума.
Информация о работе Архетипы Юнга. Коллективное бессознательное