Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:24, реферат
Характеристика основных архетипов и теории коллективного бессознательного.
Наконец, очень
интересные источники архетипических
материалов могут быть обнаружены в
заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых
в состоянии транса и сновидениях
раннего детства: с трех до пяти лет.
Такой материал
имеется в избытке, но он не будет иметь
ценности, если исследователь не сможет
найти убедительные мифологические параллели.
Естественно, что недостаточно просто
увязать сновидение о змее с соответствующим
мифологическим примером, так как никто
не может гарантировать, что функциональное
значение змеи в сновидении является тем
же, что и в мифе. Для того, чтобы провести
обоснованную параллель, необходимо определить
функциональный смысл индивидуального
символа, а затем выяснить, имеет ли внешне
параллельный мифологический символ одинаковый
контекст и, следовательно, одинаковое
функциональное значение. Установление
таких фактов требует длительных и трудоемких
исследований, кроме того, их демонстрация
является неблагодарным занятием.
Чтобы символы
не были оторваны от их контекста, необходимо
дать исчерпывающие описания как личностного,
так и символического характера, что практически
невозможно в рамках лекции. Я неоднократно
пытался делать это, рискуя усыпить половину
своей аудитории.
4. Пример
Пациент,
мужчина тридцати с чем-то лет, страдал
от параноидной формы шизофрении. Заболел
он, когда ему было двадцать с небольшим.
В нем всегда странным образом перемешивались
интеллект, упрямство и фантастические
идеи. Работал он обычным клерком при консульстве.
В качестве очевидной компенсации за его
весьма скромный образ жизни у него развилась
мегаломания: он считал себя Спасителем.
Зачастую его беспокоили галлюцинации,
приводя иногда к серьезным расстройствам.
В периоды затишья ему позволялось самостоятельно
прогуливаться по коридору больницы. Однажды
я увидел его там, глазеющим, мигая, на
солнце из окна и при этом совершающим
странные движения головой. Он взял меня
за руку и сказал, что хочет показать мне
кое-что. Он пояснил, что я должен посмотреть
на солнце, полуприкрыв глаза, и тогда
я увижу солнечный фаллос. При этом, если
качать головой из стороны в сторону, солнечный
фаллос также будет покачиваться, порождая
ветер.
Это наблюдение
датировано в моих записях 1906 годом.
А в 1910 году, когда я был погружен
в исследование мифологии, мне попалась
книга Дитриха, составляющая часть так
называемого магического папируса и задуманная
автором как литургия культа Митры'. В
книгу вошли различные наставления, заклинания
и видения. Одно из видений было описано
следующим образом: "Из чего-то вроде
трубки происходит услужающий ветер. И
ты узри, что от солнечного диска спускается
вниз нечто, похожее на трубку. И в сторону
западных областей будто дует бесконечный
восточный ветер. Если же возобладает
другой ветер, в сторону восточных областей,
то узришь подобное видение, сменяющееся
в ту сторону". По-гречески "трубка"
будет аулос, что означает "инструмент
ветра", сочетание же аулос пахус у Гомера
означает "толстая струя крови". Таким
образом, поток ветра очевидно выходит
через трубку из солнца.
Видение моего
пациента в 1906 г. и греческий текст,
впервые изданный в 1910 г., достаточно
далеко отстоят друг от друга, чтобы
исключить возможность
Таким образом,
я вижу в этих видениях отнюдь не
случайность, а возрождение идей,
потенциально существовавших от века,
которые можно встретить
Информация о работе Архетипы Юнга. Коллективное бессознательное