Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:08, реферат
Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).
Как и во всех остальных направлениях психологии, в психогенетике используются разнообразные экспериментальные методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов. То есть существует потребность надежного разделения результатов воздействия генотипа и окружающей среды на реакции исследуемого объекта.
Основы метода близнецовых исследований
Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения – одновременно созревают и оплодотворяются две и более яйцеклеток. В этом случае рождается два (или более) детенышей, а тат как они происходят из разных оплодотворенных яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными близнецами (ДЗ). Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца. Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.
Психогенетика 3
Методы психогенетики 4
Метод близнецов 5
Классический близнецовый метод.6
Метод контрольного близнеца. 7
Лонгитюдное близнецовое исследование. 8
Метод близнецовых семей.9
Исследование близнецов как пары. 9
Сопоставление близнецов с не близнецами. 10
Генеалогический метод 10
Метод разлученных близнецов. 11
Метод частично разлученных близнецов. 11
Заключение12
Литература: 14
Нижегородский
институт менеджмента
и бизнеса
Реферат по дисциплине:
«Психогенетика»
тема:
Близнецовый метод в психогенетике.
Близнецовый
метод в психогенетике
Содержание
Психогенетика
3
Методы психогенетики
4
Метод близнецов
5
Классический
близнецовый метод.6
Метод контрольного
близнеца. 7
Лонгитюдное близнецовое
исследование. 8
Метод близнецовых
семей.9
Исследование
близнецов как пары. 9
Сопоставление
близнецов с не близнецами. 10
Генеалогический
метод 10
Метод разлученных
близнецов. 11
Метод частично
разлученных близнецов. 11
Заключение12
Литература: 14
Введение
Психогенетика
– сравнительно новая самостоятельная
научная дисциплина. Основной задачей
психогенетических исследований является
изучение причины происхождения
индивидуальных различий и выяснение
роли наследственных и средовых факторов,
лежащих в основе разительного несходства
людей по самым разнообразным характеристикам
(скорость реакции, память, успешность
обучения, уровень интеллекта и т.д.).
Как и во всех остальных направлениях психологии, в психогенетике используются разнообразные экспериментальные методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов. То есть существует потребность надежного разделения результатов воздействия генотипа и окружающей среды на реакции исследуемого объекта.
Основы метода
близнецовых исследований
Как известно, у
большинства млекопитающих в
одном помете рождается более
одного детеныша. Это связано с
тем, что во время овуляции происходит
созревание нескольких яйцеклеток одновременно.
У некоторых видов животных и у человека
при овуляции обычно созревает лишь одна
яйцеклетка и, следовательно, рождается
только один детеныш. Но бывают и исключения
– одновременно созревают и оплодотворяются
две и более яйцеклеток. В этом случае
рождается два (или более) детенышей, а
тат как они происходят из разных оплодотворенных
яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными
близнецами (ДЗ). Причем не всегда дизиготные
близнецы имеют одного отца. Если женщина
в период овуляции имела контакты с несколькими
мужчинами то возможна ситуация в которой
родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.
В ряде случаев
при оплодотворении единственной созревшей
яйцеклетки на начальных стадиях
развития зигота делится на две части.
Это явление приводит к рождению так называемых
монозиготных близнецов (МЗ). Так как МЗ
происходят из одной зиготы, то они имеют
одинаковый генетический набор, что и
определяет их внешнюю схожесть. Иногда
разделение эмбрионов происходит неполностью
и в результате рождаются так называемые
сиамские близнецы.
При рождении близнецов возможны четыре различных варианта соотношения оболочек плода:
близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и плаценты;
близнецы имеют раздельные амнионы, хорионы и общую плаценту;
близнецы имеют раздельные амнионы и общие хорион и плаценту;
близнецы имеют
общие амнион, хорион и плаценту.
Для ДЗ близнецов
характерны только два первых типа,
при рождении МЗ близнецов могут
наблюдаться все четыре типа соотношения
плодных оболочек.
Частота рождения
близнецов в разных популяциях различна,
но эта разница возникает в
основном за счет разницы в частоте
рождений ДЗ близнецов, тогда как
частота рождения МЗ близнецов во
всех популяциях примерно постоянна. Количество
родившихся МЗ и ДЗ близнецов можно приблизительно
определить, используя простой способ.
МЗ близнецы всегда однополые, в то время
как ДЗ близнецы рождаются однополыми
и двуполыми с одинаковой вероятностью.
Следовательно, частота рождения ДЗ близнецов
равна удвоенной частоте рождения разнополых
двоен. А частота рождения МЗ близнецов
соответственно равна разнице между частотой
рождения всех близнецов и частотой рождения
ДЗ близнецов.
Так как МЗ близнецы
развиваются из одной зиготы, то
они генетически идентичны и все
наблюдаемые различия в фенотипах должны
быть связаны только с влиянием среды.
Поэтому с первого взгляда кажется, что
для того, чтобы определить в какой степени
изменчивость признака определяется генетическими
факторами, достаточно установить уровень
сходства МЗ близнецов. Это предположение
было бы справедливым в том случае, если
бы с момента рождения МЗ близнецы были
бы разлучены и воспитывались в разных
средах. Но в большинстве случаев такого
не происходит, и близнецы воспитываются
в одной среде. Поэтому для учета влияния
общей среды в качестве контроля используют
пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов фактор
общей среды действует в той же мере, что
и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов
примерно в два раза меньше. Следовательно,
уровень генетически обусловленного сходства
у ДЗ близнецов должен быть ниже, чем у
МЗ близнецов.
Близнецовый метод
был предложен Ф. Гальтоном в 1865
году, но окончательная разработка
его основ была проведена Г. Сименсом
в 1924 году. Сименс разработал надежный
способ диагностики зиготности (метод
полисимптомного сравнения), базирующийся
на оценке сходства и различия близнецов
по целому ряду параметров. Каждый параметр
в отдельности не позволяет вынести суждения
о зиготности близнецов, но использование
комплекса параметров позволяет проводить
более надежную диагностику. Кроме этого
он предложил использовать в качестве
объекта исследований не только МЗ близнецов,
но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные
Г. Сименсом в основу близнецового метода
не претерпели сколько-нибудь существенных
изменений до настоящего времени.
Близнецовый метод
в классическом варианте основывается
на нескольких допущениях.
Во-первых, предполагается
равенство сред для партнеров
как в парах МЗ, так и парах
ДЗ близнецов. В этом случае если изменчивость
признака полностью определяется средой,
то и МЗ и ДЗ близнецы должны иметь по этому
признаку одинаково высокие внутрипарные
корреляции близкие к 1,0. Если же изменчивость
признака целиком зависит от генотипа,
то коэффициент корреляции в группе МЗ
близнецов должен быть близок к 1,0, а в
группе ДЗ близнецов приблизительно равен
0,5 (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести
их генотипа).
Во- вторых, предполагается
отсутствие систематических различий
между близнецами и одиночнорожденными.
В обратном случае результаты близнецовых
исследований нельзя переносить на популяцию
в целом. Так же не должно быть систематических
различий между самими типами близнецов.
Принцип оценки
роли среды и генотипа по данным,
полученным близнецовым методом. Факторы,
которые не регистрируются в близнецовом
эксперименте (общая среда, различающаяся
среда, ковариация генотипа и среды, экспериментальная
ошибка). Генотип и общая и различающаяся
среда представляют собой латентные (неявные)
переменные, не измеряемые непосредственно
в ходе эксперимента. А также параметры,
непосредственно измеряемые в ходе эксперимента
(показатели интеллекта, скорость реакции
и т.п. первого и второго близнецов). Влияние
латентных переменных на изучаемые характеристики.
Как видно из
рисунка, корреляция между членами МЗ
и ДЗ пар может определяться генотипом
и общей средой. Если общая среда одинакова
для членов МЗ и ДЗ пар близнецов, то сравнение
внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов
позволяет получить информацию о о роли
генотипа и среды в вариативности исследуемой
характеристики.
Генетические
и средовые факторы, определяющие сходство
близнецов, воспитывающихся вместе.
Если положение
о равенстве средовых условий
развития МЗ и ДЗ близнецов не соблюдается,
то оценки компонент фенотипической
дисперсии (наследуемость, дисперсии эффектов
общей и различающейся среды) искажаются.
Подобное искажение может происходить
в ряде случаев:
1) Средовые условия
могут увеличивать
2) Средовые условия
могут уменьшать внутрипарное
сходство ДЗ близнецов. Так,
в ряде исследований показано,
что средовые условия развития имеют
тенденцию увеличивать различия ДЗ близнецов:
родители склонны акцентировать различия
ДЗ близнецов (например, успехи в разных
видах деятельности); сами близнецы стремятся
подчеркнуть свою непохожесть. Это приводит
к эффекту диссимиляции – постепенному
различию ДЗ близнецов. Если изучаемая
психологическая характеристика формируется
при участии способствующих диссимиляции
средовых факторов, то показатель наследуемости
будет завышен, как и в первом случае,
поскольку общая среда будет вносить меньший
вклад в сходство ДЗ близнецов, чем в сходство
МЗ близнецов.
3) Условия развития
могут равным образом уменьшать сходство
партнеров как МЗ, так и ДЗ пар. Часть их
связана с периодом внутриутробного развития
и родов, часть приходится на последующие
этапы развития.
Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет раздельные хорионы и плаценты. Остальные две трети МЗ близнецов имеют общие хорион и плаценту. В этом случае в плодных оболочках, так называемых монохорионных близнецов, образуются различные соединения (шунты) между сосудистыми системами близнецов.
В случае формирования
артерио-венозного шунта
Этап родов
также может обусловить сильные
средовые различия для близнецов. Близнец,
рождающийся первым, имеет больший шанс
получить родовую травму. В то же время
второй близнец чаще всего занимает в
матке неправильное положение, что приводит
к необходимости искусственного родовспоможения.
Кроме того второй близнец дольше находится
в родах и соответственно дольше и острее
испытывает кислородное голодание, что
отрицательно сказывается на развитии
нервной системы.