Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:08, реферат
Психогенетика – сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).
Как и во всех остальных направлениях психологии, в психогенетике используются разнообразные экспериментальные методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов. То есть существует потребность надежного разделения результатов воздействия генотипа и окружающей среды на реакции исследуемого объекта.
Основы метода близнецовых исследований
Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. Но бывают и исключения – одновременно созревают и оплодотворяются две и более яйцеклеток. В этом случае рождается два (или более) детенышей, а тат как они происходят из разных оплодотворенных яйцеклеток (зигот), то их называют дизиготными близнецами (ДЗ). Причем не всегда дизиготные близнецы имеют одного отца. Если женщина в период овуляции имела контакты с несколькими мужчинами то возможна ситуация в которой родившиеся ДЗ будут иметь разных отцов.
Психогенетика 3
Методы психогенетики 4
Метод близнецов 5
Классический близнецовый метод.6
Метод контрольного близнеца. 7
Лонгитюдное близнецовое исследование. 8
Метод близнецовых семей.9
Исследование близнецов как пары. 9
Сопоставление близнецов с не близнецами. 10
Генеалогический метод 10
Метод разлученных близнецов. 11
Метод частично разлученных близнецов. 11
Заключение12
Литература: 14
Средовые различия
между близнецами возникают и
на последующих этапах развития даже
при воспитании в одной семье.
К этому чаще всего приводит предвзятое
отношение родителей к каждому из близнецов,
при этом физические особенности, возникшие
на этапе внутриутробного развития и родов
усугубляются. Также часто происходит
разделение обязанностей между близнецами
(случай комплементарных отношений), разделение
пар по принципу “лидер - ведомый”.
Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искаженным: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным – в противоположном случае.
Разновидности близнецового метода.
Классический
близнецовый метод.
В этом случае используется
такая схема эксперимента, при которой
выраженность исследуемого признака сопоставляется
в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается
уровень внутрипарного сходства партнеров.
Метод контрольного
близнеца.
Этот метод используется
на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы
весьма сходны по многим признакам, то
из партнеров МЗ пар можно составить две
выборки, уравненные по большому числу
параметров. Такие выборки используют
для исследования влияния конкретных
средовых воздействий на изменчивость
признака. При этом отобранная часть близнецов
(по одному из каждой пары) подвергается
специфическому воздействию, другая же
часть является контрольной группой. Поскольку
в эксперименте участвуют генетически
идентичные люди, то этот способ можно
считать моделью для изучения воздействия
различных средовых факторов на одного
и того же человека.
Лонгитюдное близнецовое
исследование.
В этом случае проводится
длительное наблюдение одних и тех
же близнецовых пар. Фактически это
сочетание классического
Метод близнецовых
семей.
Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.
Исследование
близнецов как пары.
Предполагает
исследование специфических близнецовых
эффектов и особенностей внутрипарных
отношений. Используется как вспомогательный
метод для проверки справедливости гипотезы
о равенстве средовых условий для партнеров
МЗ и ДЗ пар.
Сопоставление
близнецов с не близнецами.
Также вспомогательный
метод, позволяющий оценить
Так было отмечено
некоторое отставание членов близнецовых
пар в развитии от одиночнорожденных.
Особенно эта разница заметна в раннем
возрасте. Но сопоставление результатов
исследования членов близнецовых пар,
чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных
не выявил существенной разницы в уровне
развития. То есть особенности развития
близнецов обусловлены не столько трудностями
эмбрионального развития, сколько с особенностями
воспитания близнецов как пары (семейные
трудности при рождении близнецов, замкнутость
близнецов в паре и т.п.). Таким образом,
близнецы несколько отличаются от всей
популяции, но с возрастом эта разница
заметно сглаживается и близнецы по большей
части становятся сопоставимы с остальной
популяцией.
Метод разлученных
близнецов.
Из-за особенностей
развития ДЗ и МЗ пар близнецов
классический близнецовый метод
и его разновидности принято
считать “нежесткими” экспериментами:
в них невозможно однозначно разделить
влияние генетических и средовых
факторов, так как в силу ряда причин
условия развития близнецов по целому
ряду причин оказываются несопоставимыми.
Поэтому эксперименты,
проведенные по вышеприведенным схемам,
требуют дополнительной верификации.
Она может быть двух видов. Во-первых, можно
проверить гипотезу о сходстве среды МЗ
и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на
исследуемую характеристику не влияют
различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но
подобная проверка весьма трудна и обладает
невысокой надежностью.
Во-вторых, данные
исследований можно сопоставить
с результатами исследований по “жестким”
схемам, которые позволяют точно отделить
влияние средовых факторов от генетических.
Одним из таких методов и является метод
разлученных близнецов.
В этом методе проводится
внутрипарное сравнение близнецов,
разлученных в раннем возрасте. Если МЗ
близнецы были разлучены подобным образом
и росли в разных условиях, то все их сходство
должно быть определено их генной идентичностью,
а различия – влиянием средовых факторов
а) Монозиготные
близнецы
б) Дизиготные близнецы
Генетические
и средовые факторы, определяющие сходство
разлученных близнецов.
Метод частично разлученных близнецов.
Этот метод
состоит в сравнении
В этих исследованиях
также можно определить в какой степени
справедлив постулат о равенстве сред
МЗ и ДЗ близнецов. Так, если МЗ близнецы
живущие отдельно становятся все менее
схожи друг с другом по некой психологической
характеристике, а ДЗ близнецы, живущие
врозь, не отличаются по внутрипарному
сходству от вместе живущих ДЗ близнецов,
то можно сделать вывод, что средовые условия
МЗ и ДЗ неравноценны, а выводы о наследуемости
изучаемой характеристики завышают показатель
наследуемости этой характеристики.
Заключение
Близнецовый метод
и его разновидности является одним
из немногих экспериментальных методов
исследования влияния среды и генотипа
на психологические характеристики. Как
и все остальные экспериментальные методы
психогенетики (семейный метод, метод
приемных детей, анализ родословных), он
не является методом, позволяющим с полной
уверенностью разделить влияние генотипа
и среды на исследуемые характеристики.
Исключением является метод разлученных
близнецов, но по вполне понятным причинам
его использование на практике весьма
ограничено. Поэтому, как и при использовании
других экспериментальных схем, следует
с определенной осторожностью подходить
к интерпретации экспериментальных данных
полученных близнецовым методом и проводить
верификацию полученных данных всеми
возможными способами, например путем
сравнения с данными, полученными другими
методами.
Литература:
1. Айала Ф., Кайгер
Дж. Современная генетика: В 3 т.
М.: Мир, 1987
2. Малых С.Б.,
Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы
психогенетики. М.:
Эпидавр, 1998
3. Марцинковская
Т .Д. История психологии: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский
центр "Академия", 2001
4. Равич-Щербо И.В.,
Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика:
Уч. для вузов.
М.: Аспект Пресс, 1999
6. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988