Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:20, контрольная работа
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков).
РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
По курсу: «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Вариант: 2
Студентка: Мерзлякова О. С.
№ зач.кн 1940
Оценка:____________________
Дата:_______________________
Рыбинск
2012 г.
Часть I
Задание 1.
1 | Б | 2 | В | 3 | В | 4 | Б |
5 | А | 6 | Г | 7 | А | 8 | Г |
9 | Г | 10 | В | 11 | В | - | - |
Задание 2. Реферативная часть.
«Болевые ощущения и адаптация к ним»
Введение
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). Болевые ощущения – это ценнейшее приобретение эволюции животного мира.
Вопрос о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности до настоящего времени остается предметом дискуссий.
Определим особенности болевых ощущений и возможность адаптации к боли.
Основная часть
Боль является биологически очень важным для организма, в нашем случае для человека, защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности организму. Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органов неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные.
Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующиеся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон).
Болевая адаптация — это адаптация рецепторов и специальных центральных образований к действию повреждающих раздражителей, приводящая к ослаблению или устранению болевых ощущений. Болевой порог — это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли для разных людей. В первом случае речь идёт о высоком болевом пороге, во втором — о низком. Болевой порог человека может снизиться при общем утомлении и недостатке витаминов группы «В».
Понятие уровень (порог) переносимости боли определяют как наибольшую силу боли, которую субъект готов переносить в данных конкретных условиях. В психофизике за порог боли принимают минимальную мощность стимула, который в 50% предъявлений вызывает боль. Следует, однако, иметь в виду, что повторяющаяся стимуляция приводит к изменению порога боли, кроме того физические единицы, характеризующие раздражение, строго говоря, не адекватны для измерения субъективных болевых ощущений. Ни порог боли, ни уровень ее переносимости не могут определяться параметрами внешних воздействий, которые вызывают боль. Однако практически именно в этих параметрах они и определяются. Кроме того различия в порогах боли обусловлены особенностями актуального патологического процесса. Болевая чувствительность представляет собой важнейший параметр, определяющий основные свойства личности и психосоматические отношения человека, служит информативным показателем адекватности и эффективности его биологической и социальной адаптации, состояния здоровья и болезни. Например, обследование лиц, предпринимавших суицидальные попытки, показало, что у них повышен уровень переносимости боли.
Болевая чувствительность тесно связана с индивидуальными психологическими особенностями каждого человека как отдельно взятой личности. Стенические эмоции, связанные с агрессивной мотивацией сопровождаются повышением порога боли. Астенические эмоции (страх, беззащитность), сопровождающие стратегию пассивной адаптации и прекращение текущей деятельности развиваются на фоне снижения порога боли.
В жизни часто приходится наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, сами ощущения, разрастаясь, становятся совершенно нестерпимыми, и наряду с этим - как человек, жалующийся на мучительные боли, включившись в интересный и важный для него разговор или занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая ее чувствовать. Очевидно, что болевые ощущения поддаются корковой регуляции. Вследствие этого, сознательные процессы могут «гиперэстезировать» или «анастезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшую боль, находили в себе силу не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.
В зависимости от особенностей восприятия боли природа разделила людей на 4 болевых типа. Узнать, к какому из них принадлежит тот или иной человек, медикам помогает специальный измеритель боли - альгезиметр.
Заключение
Таким образом, боль - это сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов. Ощущение боли для человека, как правило, связано с чувством неудовольствия и страдания, конечно же, если человек не имеет психических отклонений. Боль относительно плохо, неточно локализуется, она часто носит размытый характер. Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов - представлений, направленности мыслей и т.д. так преувеличение представлений о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Примером может являться: ожидание своей очереди у кабинета зубного врача, при этом человек может испытывать тревогу, страх, а иногда и панику. Воздействие представлений явно зависит от личных особенностей: у людей боязливых, нетерпеливых, невыносливых оно будет особенно велико.
Список литературы
Задание 3.
Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Мышление. Внимание. Онтогенез психики.
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие, но с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкивается каждый: она представлена в наших ощущениях, образах, речи, воли, памяти, воображении, общении.
Таким образом, «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае она употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных групп людей. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям и задачам. Они носят интуитивный характер, так как получены случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне.
Сравним житейские представления о мышлении, внимании, онтогенезе психики с научной и житейской точки зрения.
Мышление
Мышление – это научный термин, которым обозначается высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. На житейском уровне мы говорим об интеллекте человека, его уме. Житейские представления и наблюдения об уме, высказанные в форме афоризмов не содержат научных наблюдений, они образны, поучительны и дают пищу для размышлений. Например, Л. Маллори: «Беспорядочная мысль делает с нашим умом то же, что сделал бы с нашим домом беспорядочный человек, приглашенный нами пожить у нас». Думаю, что здесь говорится о необходимости приводить свои мысли в порядок, иначе беспорядочные мысли могут привести к хаосу в уме и поступках. В.Г. Белинский говорил: «Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума», т.е. человеку свойственно недооценивать свой ум. В.О. Ключевский: «Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает». Это наблюдение и обобщение житейского опыта образованного человека говорит нам о том, что мышление связано с речью и прежде, чем что-то сказать, надо подумать иначе прослывешь в обществе глупым человеком.
В психологии считается, что мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический процесс, реально не существует. Оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Мышление представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Причем мышление — это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно утверждать, что мышление — это психологический процесс с открытием (возможно субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.
Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение — первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления—его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает как бы «из себя», оперируя с имеющейся в его распоряжении информацией.
Внимание
Житейское представление о внимании – это сосредоточенность на чем-то, когда другое выпадает из поля зрения. Например, очень важно быть внимательным человеком по отношению к другому. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, достигает в жизни больших высот, чем недостаточно внимательный.
Афоризм С. Батлера о внимании: «Особое искусство — знать, на что не следует обращать внимания. Чем дольше длится беседа, тем такое искусство более необходимо». В этом житейском наблюдении содержится совет быть внимательным во время беседы к своему собеседнику, внимательно слушать о чем он говорит, не отклоняться от темы разговора.
Понятие «внимание» в психологии определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Выделить и изучать его в «чистом» виде не представляется возможным. Явления внимания рассматриваются в процессе познания различных психических состояний человека.
Всякий раз, когда мы хотим выделить само внимание, как таковое, отвлекаясь от остального содержания психических феноменов, оно как бы исчезает. Здесь следует отметить и свойство самого внимания человека рассеиваться, «утекать» куда-то.
Образно внимание можно представить как некий «прожектор психики», благодаря которому в каждый определенный момент бодрствования человека в его сознательной деятельности на первый план выходят различные формы отражения. Например, человек задумался — значит, в его сознании более отчетливы процессы мышления, он припоминает — это означает, что в его сознании выделяются процессы памяти, наблюдает — следовательно, теперь главное место в его сознании занимает процесс восприятия определенного объекта, принимает решение — в поле его сознания на основном месте — процесс воли.
Но, все же, нельзя не замечать и особенностей внимания, пронизывающих все другие психические явления, где оно проявляется, и они не сводятся к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Эти особенности имеют некоторые динамические, наблюдаемые и измеримые характеристики, такие как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.