Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:20, контрольная работа
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков).
Педагогика прошла многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Часть III
Заполнить таблицу
Основные психологические школы
Наименование | Смысл названия, объект и предмет изучения | Период возникновения (популярности) | Основные представители | Основные достижения, открытия |
Бихевиоризм | От анг. behaviour-поведение. Объект-поведение, предмет –стимулы и реакции. | ХХ век | Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер | Внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенно касающихся научения -приобретения организмом новых форм поведения. |
Психоанализ | От греч. слов душа и разложение, расчленение. Изучаются неосознаваемые мотивы, обуславливающие особенности переживания и действийчеловека. | Конец Х1Х века | З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг и др. | В психологию введены важные темы: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней и др. |
Гештальт- психология | От нем.Gestalt – образ, форма. Объект – психика. Предмет – целостные структуры (гештальты). | Первая треть ХХ века. | Т.Вертгеймера, В.Келлера, К.Левина | Полученные знания способствовали развитию знания о психических процессах, разработке понятия психологический образ, утверждение системного подхода к психическим явлениям. |
Когнитивная психология | От лат. cognito – знание. Решающая роль знания в поведении человека. | Конец 50-начало 60-х годов ХХ века. | У.Найссер, А. Пайвио и др. | Были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем. |
Гуманистическая психология | Предмет психологических исследований – здоровая творческая личность человека. | ХХ век | Г.Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу. | Разрабатывает рецепты психического благополучия личности. |
Судьбоанализ | Понятие судьба имеет в этой теории своё особое значение. Оно охватывает различные факторы (наследственность, природу влечений, окружающую среду, сферу Я и дух), которые могут оказывать влияние на существование людей как в смысле навязанной судьбы, так и выборе возможностей свободы. | 1937 год | Л.Сонди | Судьбоанализ дополняет концепции психоанализа З.Фрейда (личностное бессознательное) и К.Юнга (коллективное бессознательное) концепцией «семейного бессознательного», в которой речь идёт об анализе скорее унаследованных склонностей и связанных с ними паттернов поведения и переживаний, независимо от того, будут ли они мешать или способствовать развитию.
|
Часть IV
Привести примеры
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека
Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Например:
Дежавю́ (фр. déjà vu — уже виденное) — психическое состоя
Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».
Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.
Автоматизмы – действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.
Сомнамбулизм – форма сложного, внешне выглядящего целенаправленным, но неосознаваемого поведения, которое осуществляется при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию.
Изучение бессознательного позволило выделить проявления бессознательного в поведении человека в несколько групп.
Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:
1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2) неосознаваемые побудители сознательных действий;
3) надсознательные процессы.
Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:
1) неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано — в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;
2) неосознаваемые установки — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия — моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом — перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение: субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;
3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.
Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.
Надсознательные процессы — это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» — это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.
А. Г. Асмолов предложил объединить разнообразие проявлений бессознательного в поведении человека в следующие группы:
1) Надындивидуальные надсознательные явления — это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения и познания, влияние которых не осознается человеком. Эти образцы (например, этнические стереотипы), усваиваясь через такие механизмы социализации как подражание, идентификация, определяют социально-типичные особенности поведения человека. Именно в социально-типических характеристиках поведения человека субъект и группа («Я» и «не Я») выступают как одно целое. В качестве другого примера здесь можно привести понятие менталитет — совокупность принятых и, в основном, одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данное общество (общность) от других.
2) Неосознаваемые мотивы поведения. О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого не известен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния человеку. Затем 3. Фрейдом было разработано понятие бессознательного — это нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись, отчуждались из него с помощью такого защитного механизма психики как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влечения образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, юморе, оговорках и т. д.).
3) Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о воздействии на поведение таких раздражителей; о которых человек не мог дать отчета, то есть подпороговых раздражителей. Такие явления были описаны еще И. Сеченовым как «шестое чувство» — что-то остановило, что-то заставило вздрогнуть. Психофизические исследования «субсенсорной зоны» позволяют говорить о подсознательном восприятии (раньше, чем происходит осознание), о «предвнимании» и т. п. Э. Эриксон показал, что человек обладает способностью распознавать появление эмоционально-значимых стимулов на бессознательном уровне и изменять чувствительность к ним. Таким образом, мозг защищает сознание — предотвращает проникновение тревоги, беспокойства. Все анализаторы человека сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем отражается в сознании.
Наиболее эффективно подпороговые стимулы могут выявляться в состоянии расслабления, что широко используется в практических технологиях психологии творчества (подпороговые мысли приводят к интуитивному решению), в активных методах обучения и лечения.
Известно, что подпороговая стимуляция исполняет роль внушения. Современная реклама иногда использует приемы типа «25-й кадр», что официально запрещено в цивилизованном мире как «манипулирование сознанием» (какая-то информация подается мельком на доли секунды, а потому не осознается, но потом возникает в сознании человека как самостоятельное решение).
4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Они возникают в процессе решения различных задач — перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и детерминируются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.
Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности.
Рецензия
15