Цели и задачи конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 04:32, контрольная работа

Описание

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.

Работа состоит из  1 файл

конф.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)
 

1.Объект и предмет конфликтологии

Конфликтология – это наука о конфликтах.

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.

При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской  конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.

Цели и задачи конфликтологии в социальной работе:

исследование конфликтов, связанных с деятельностью социального  работника;

организация системы  практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:

преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний в сфере социальной работы;

создать системную  базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области социальной работы;

разработать методики и технологии оценки опасности возникновения  конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности социального работника.

На протяжении всей своей жизни человек постоянно  сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в  подобной ситуации, всегда стараемся  завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей  и средств.

Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и  разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.

Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.

Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

Что изучает конфликтология?

Понимание конфликта  зависит от общих мировоззренческих  установок и связано с пониманием природы самого человека. С древних  времен существует две точки зрения на этот вопрос. Первая восходит к Аристотелю, который, размышляя о соотношении  общества и индивида, отдает явное  предпочтение обществу.

 Человек –  часть более широкого целого, и без него утрачивает свой  смысл и сущность. Такой взгляд  в науках о человеке преобладал  довольно долго. К решению этого  вопроса в пользу человека  впервые пришел английский философ  Т. Гоббс в XVII веке. Он полагал,  что естественное состояние общества  – «война всех против всех».  Природа создала людей равными,  и это порождает равенство  надежд и возможностей, люди добиваются  одного и становятся врагами.  Государство существует для защиты  людей друг от друга не по  природе, а в силу общественного  договора.

В зависимости от позиции наблюдается и разный подход к пониманию конфликта:

конфликт обусловлен неправильным общественным устройством (неправильное распределение благ, отсутствие меры и справедливости), следовательно, построение совершенного общества приведет к исчезновению конфликтов;конфликт обусловлен самой природой человека и естественным равенством людей, а значит – неизбежен.

Этот спор остается актуальным и в наши дни. Европейская  традиция либерализма придает большое  значение свободному рациональному  выбору человека, обладающего свободой воли, самостоятельно строящего свою судьбу, отвечающего за свои неудачи  и достижения, добивающегося своих  целей. Либерализм – основание активного  отношения к жизни.

Противоположная точка  зрения ориентирована на внешние  обстоятельства. Чтобы жизнь стала  богаче, лучше и интереснее, нужно  сделать общество более справедливым. На практике это приводит к подавлению личной свободы и ответственности, к формированию иждивенческой психологической  установки. Человек не может выжить без общества, но, становясь взрослым и самостоятельным, он осознает и  свою зависимость от общества, и  противоположность своих интересов  во многих важных для него вопросах. Интересы людей изменчивы и подвижны, постоянно возникают отношения  конкуренции, несовместимости позиций, а значит, конфликт должен быть понят  как частный случай социального  взаимодействия.

Попытки создать  бесконфликтное общество, в котором  не должно существовать конфликтов, постоянно  повторялись в истории, но все  они потерпели неудачу. Когда  наличие конфликта отрицается, у  людей нет возможности научиться  управлять им и достойно из него выходить. Они либо до конца отстаивают свою точку зрения, либо загоняют конфликт вглубь, где он вызывает тяжелые переживания и исподволь разрушает отношения. Оба эти варианта малоэффективны. И на самом деле социальные системы отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а тем, как они умеют с ними справляться. Очень важно, чтобы люди ориентировались не только на достижение своих целей, но и на сохранение отношений.

Человечество на протяжении последних веков особенно активно искало средства управления конфликтами. В различных обществах  сложились свои традиции их разрешения. Начиная с XVII в., века жизнь в Европе была довольно бурной. Во второй половине XIX в. широко распространился и стал довольно влиятельным марксизм с его теорией классовой борьбы как главной формы конфликта. Благодаря этому европейское общество к сегодняшнему дню накопило большой опыт примирения конфликтующих сторон и выработало культуру компромисса как основу европейской политики.

В США XIX в. – век  индивидуализма и конкуренции –  дал тип личности, ориентированной  на себя. Соединенные Штаты более  децентрализованы, чем Европа. Местные  власти, а также фирмы, компании пользуются большим влиянием. Развитие бизнеса  учило учитывать интересы других людей, а экономическая депрессия  побудила к экспериментам в области  организации производства, в результате которых возникла новая теория человеческих отношений, отвергающая догматический  марксизм. Признание человека личностью, а не функцией производства привело  к изменению социально-психологического климата и взятию курса на профилактику конфликта. Поскольку каждый имеет  право отстаивать свои интересы, но обострение наносит ущерб всем сторонам, то лучший выход – открытый переговорный процесс, в котором противники становятся партнерами и сотрудничают.

В России XIX в. основной конфликт не классовый, а общедемократический  – между произволом монархии и  гражданскими правами населения, и  в отношении к нему характерен максимализм. В русской религиозной  философии принцип соборности являлся  одним из важнейших, и он утверждал, что человек – часть целого и конфликт является ересью, преследуется и наказывается. Революционная доктрина поощряла конфликт (революция –  локомотив истории). Для российского  национального сознания не характерна терпимость к инакомыслию, идеалы духовности требовали самопожертвования, а  не примирения. В советской России утвердился догматический марксизм, для которого человек – материал истории, винтик механизма. Конфликты  на более низких уровнях, чем классовая  борьба, не имели самостоятельного значения и были невозможны в справедливо  организованном обществе. Таким образом, в России наиболее распространенными  формами борьбы с конфликтами  стали насилие и отрицание, замалчивание. Это объясняет, почему широко распространившиеся сейчас западные (главным образом  – американские) методики разрешения конфликтов не очень хорошо приживаются  на нашей почве.

Итак, в XX в. накопившиеся знания о конфликтах потребовали  выделения их в отдельную область. Сначала наука о конфликтах развивается  в рамках социологии, в контексте  крупномасштабных социологических  теорий. Постепенно изучение конфликта  стало принимать практическую направленность: поиск способов и средств профилактики и урегулирования конфликтов, и в  разработку этой проблемы активно включились психологи.Социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений.Психология конфликта ориентирована на анализ межличностных и внутриличностных противоречий и связана с нахождением психологических средств и способов разрешения конфликтов.Конфликтология объединяет в себе оба эти подхода, являясь особой областью знаний о конфликтах и способах их урегулирования. Это прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности по урегулированию конфликтов.

Конфликтология пользуется данными, теоретическими моделями, методами других наук, особенно тесно связана с социологией и психологией. Другие науки – история, культурология, правоведение, педагогика, политология – дают материал и служат полем приложения для ее концепций.

Традиционно область  интересов конфликтологии образуют следующие проблемы:

сущность социального  конфликта;

классификация конфликтов;

эволюция конфликтов;

генезис конфликтов;

структура конфликта;

функции конфликта;

информация в конфликте;

динамика конфликта;

диагностика конфликта;

предупреждение конфликта;

завершение конфликта.

Разные исследователи, давая свои определения конфликта, все же улавливают его сущность сходным  образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.

2.Цели  и задачи конфликтологии.

Отечественная конфликтология, являясь одновременно фундаментальной и прикладной наукой, имеет следующие цели и выдвигает необходимые для их достижения задачи:

1) исследование всех  конфликтов, которые выступают в  качестве объекта данной науки,  а также активное развитие  и расширение теоретической базы. Для этого необходимо решить  следующие задачи:

- преодоление разобщённости,  свойственной частным конфликтологическим наукам, формирование самостоятельной науки, имеющей междисциплинарный характер;

- проведение междисциплинарных  исследований конфликтов;

- выделение научной  специальности «конфликтология»;

- проведение научных  и научно-практических конференций,  семинаров, освещающих и решающих  методологические, теоретические и  методические проблемы науки;

- создание системной  базы эмпирических данных, включающей  результаты ситуационного анализа  реальных конфликтов всех видов;

- издание научных  журналов и других различных  периодических изданий, посвящённых  проблемам конфликтологии, более широкое отражение в них фундаментальных проблем данной науки;

- расширение научных  контактов с мировым сообществом  конфликтологов, расширение публикаций важнейших работ зарубежных авторов;

- создание в системе  научных институтов РАН Института  конфликтологии на базе уже действующего Центра конфликтологических исследований;

2) создание системы  конфликтологического образования, пропаганда необходимости конфликтологических знаний в обществе. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- расширение учебных  специальностей, в которых обязательной  учебной дисциплиной является  «Основы конфликтологии», введение данной дисциплины во всех вузах;

- введение курса  «Основы конфликтологии» во всех учебных заведениях, в системе повышения квалификации во всех отраслях, в особенности при подготовке руководящих специалистов;

- издание в качестве  учебной литературы важнейших  трудов зарубежных авторов;

- публикация научно-популярных  работ по конфликтологии, пропаганда их среди широких слоёв населения;

- создание в вузах  кафедр конфликтологии на основе междисциплинарного принципа с привлечением к работе психологов, социологов, политологов, философов, правоведов, занимающихся проблемами конфликта;

3) организация в  России системы практической  работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Задачи, которые ставятся наукой для достижения данной цели, сводятся к следующему:

- разработка методик  и технологий оценки опасности  возникновения конфликтов в основных  сферах общественной жизни;

- создание отдельных  групп и центров прогнозирования,  предупреждения и урегулирования  реальных конфликтов;

Информация о работе Цели и задачи конфликтологии