Цели и задачи конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 04:32, контрольная работа

Описание

Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.

Работа состоит из  1 файл

конф.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

Типология конфликта

Еще одной группой  понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:

1) стороны конфликтов,

2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,

3) направленность  конфликта,

4) временные параметры  конфликта,

5) результативность  конфликтов.

В зависимости от сторон конфликты делятся:

 на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные.

В аспекте потребностей, блокирование которых послужило  предпосылкой конфликта, они могут  делиться на:

 материальные, статусно – ролевые,духовные.

По направленности конфликты подразделяются на:

 горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

 вертикальные — между подчиненными и начальством.

Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

 кратковременные,  быстротечные, длительные, продолжающиеся  иногда годами и десятилетиями,  какими нередко бывают государственные,  национальные и религиозные конфликты.

И наконец, по критерию результативности конфликты делятся  на два типа:

 конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;

 деструктивные,  патологические, негативные, когда  взаимоотношения между людьми  приобретают нецивилизованные формы,  характер противостояний, борьбы, ведущей  даже к разрушению и распаду  организации.

Поэтому важнейшая  задача руководителя любого уровня —  решение проблем регулирования  конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную  форму, предотвращение разрастания, генерализации  конфликта. Для этого особенно важно  разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия — категории конфликта.

Особенности конфликтного взаимодействия

Специальному рассмотрению понятия конфликта посвящена гл. 3 учебника. Здесь же среди основных качеств конфликтного взаимодействия назовем следующие:

1) конфликт, как и  консенсус, есть одно из свойств  общественных отношений, и он  имеет социальную природу;

2) конфликт есть  внутреннее, психическое состояние  человека, характеризующееся острой  напряженностью, иногда даже стрессом  и другими патологическими явлениями;

3) конфликт есть  не только внутреннее состояние,  но и внешне выраженная на  вербальном и невербальном уровне  форма человеческого поведения;

4) конфликт — не  просто состояние психической  напряженности, а особое эмоциональное  состояние, характеризующееся преобладанием  негативных эмоций, пронизывающих  и психику, и действия конфликтующих  сторон. Этим признаком конфликт  отличается от близких к нему  по форме, но иных по существу  видов социального взаимодействия, таких, как соревнование, конкуренция,  спортивные состязания и т.п.

Следует также отметить, что конфликт при всей своей социальной значимости не является тем не менее каким-то предметом или стенкой, на которую можно наткнуться. Конфликт — явление не субстанциальное, он не может существовать сам по себе, независимо от чего-то другого. Конфликт всегда есть некоторое состояние тех или иных социальных взаимоотношений, которые и выступают в качестве его общей основы. Причем конфликт при всей своей распространенности все же представляет собой явление временное, в то время как в качестве постоянного состояния общества выступает согласие.

4. Методология и  методы исследования  конфликтов.

Методология науки  о конфликте включает в себя целый  комплекс конкретно-научных приемов  исследования, которые в свою очередь  преломляются во множество специальных  процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах  являются:

1) структурно –  функциональный;

2) процессуально  – динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Если с помощью  первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Каждый из указанных  методов имеет свои особенности.

1 Структурно-функциональный  метод способствует выявлению  основных элементов конфликтного  взаимодействия, определению роли  каждого из них. Для структурного  подхода характерно рассмотрение  явления в статике, как находящегося  в состоянии покоя. Преимущество  этого метода в том, что он  помогает найти некоторые устойчивые  составляющие даже в таком  подвижном явлении, как социальный  конфликт. Совокупность таких компонентов,  как объект конфликта, состав  его участников, уровень напряженности  конфликтного взаимодействия и  т.п. и образуют структуру конфликта,  а исполняемая этими элементами  роль или работа и есть их  функция в конфликте. Выявление  структурных элементов и их  функций в конфликте является  важнейшей предпосылкой его успешного  регулирования.

Однако слабое место  структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2 Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

Важнейший инструмент процессуального анализа — определение  основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться  силовыми столкновениями. Динамика конфликта  может выразиться как в виде его  эскалации, так и в направлении  снижения уровня, разрядки напряженности.

3 Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4 Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5 Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок. Анализу разрешительного метода, включающего как приемы предупреждения, так и разрешения конфликта, в связи с его особой практической значимостью посвящен раздел III учебника.

Вся совокупность указанных  основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие, как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др.

В заключение, все  же следует отметить, что при всем позитивном значении научной методологии  нельзя переоценивать ее роль, впадая в своего рода “методологическую эйфорию”. Недопустимость абсолютизации каких-либо методов познания, в том числе и применяемых конфликтологией, связана с двумя причинами:

1) ограниченностью  возможностей человеческого познания  вообще, что было убедительно  показано еще И. Кантом.

2) спецификой самого  конфликтного взаимодействия, которое  развертывается зачастую не столько  по рациональным, логическим законам,  а под влиянием иррациональных  страстей.

Этот накал страстей, нередко сопровождающий конфликт, приводит к тому, что его течение приобретает  неуправляемый характер, исключающий  возможность применения для его  регулирования какой-либо рациональной методологии. Поэтому участнику  конфликта следует иметь в  виду, что применение научных методов  разрешения конфликта может быть сопряжено с немалыми трудностями.

Эти трудности могут  быть особенно велики в условиях современной  России, когда под влиянием переживаемого  нашей страной глубокого социально-политического  кризиса в обществе значительно  увеличилось число людей с  отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов,людей с различными психическими патологиями и т.п. Именно эти категории людей наиболее склонны в конфликтных ситуациях выбирать иррациональные формы поведения.

Но в связи с  этим было бы неправильно впадать  и в другую крайность, в так  называемый “методологический нигилизм”, который в последнее время  пропагандируется некоторыми специалистами  в области методологии науки. Так, американский методолог науки  П. Фейррабенд утверждает, что, поскольку все методологические предписания имеют свои пределы, “...единственным "правилом", которое сохраняется, должно стать правило: все позволено”.

Тем не менее, на наш  взгляд, несмотря на имеющиеся трудности  рационального регулирования конфликта  эффективное управление его развитием, сужение возможности его разрушительных последствий возможны только на рациональной основе, путем применения научной  методологии и ее совершенствования. 

Литература:

1.Анцупов А.Я., Прошанов С.И. Конфликтология:междисциплинарный подход. М.,1996

1.Анцупов А.Я., Шипилова  А.И. Конфликтология: Учебник для вузов ЮНИТИ, 1999.

3.Конфликтология/ под  ред. А.С.Кармина. СПб.:Лань, 1999

Информация о работе Цели и задачи конфликтологии