Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:06, реферат

Описание

В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

Содержание

Сущность понятий «социальные ценности» и «личностные ценности».
Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения.
«Двойственное» положение и функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.).
«Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

Введение

  1. Сущность понятий «социальные ценности» и «личностные ценности».
  2. Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения.
  3. «Двойственное» положение и функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.).
  4. «Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.
  5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема ценностей  всегда выступает на первое место  в переходные периоды общественного  развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес  к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

Причем, являясь предметом  изучения различных социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют собой  важную и необходимую область  исследований, которая находит отражение  во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и социологии.

Проблеме формирования ценностных ориентации личности посвящены работы классиков зарубежной и отечественной  науки, которые в своих теориях  опираются на понятие личности, поскольку  ценностные ориентации неразрывно связаны  с ним, а также с изучением  человеческого поведения и побуждений.

Цель реферата - рассмотреть ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на поведение человека.

 

 

 

 

 

Социальные ценности и личностные ценности

 

Каждый человек живет  в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования  личности. Причем разные ценности имеют  для нее различное значение и  с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая  структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное  время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному  относиться к куску хлеба, а симфоническая  музыка (или рок-музыка) может вызвать  у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими  словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей  и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры  личности, являющихся для нее особо  значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно  влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Ценностно-потребностная  сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных  в течении жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально - этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью [3].

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.  Представления людей о том, что для них важно, нужно, существенно раскрывается в понятиях "ценность", "благо", "добро", "счастье" и др. Близость этих понятий обусловлена тем, что они связаны с потребностями и интересами людей, их устремлениями и желаниями, их целенаправленной деятельностью по удовлетворению своих потребностей, реализации интересов. Наиболее общим понятием является "ценность".

Ценность - это существенное, значимое для  человека (социальной общности) в предметном или идеальном мире для удовлетворения потребностей людей. Ценность -  одновременно и субъективное, и объективное явление, т.к. существенное, значимое для человека может содержаться и в нем самом как существе живом, сознательном, действующем, социальном, так и в окружающей действительности - в природной и социальной среде,  в материальной и духовной культуре, созданной многими поколениями людей. Представления  о ценностях  - основа мотивации социальных действий личности, социальной общности.

Благо - почти синоним "ценности", то, к чему стремится человек, то, что ему нужно, то, что имеет  для него определенный положительный  смысл; блага могут быть субъективного  свойства, т.к. то, что   нужно человеку, может находиться в  нем самом (телесное и духовное), и объективно существовать в  окружающей действительности. Отличие блага от ценностей состоит в том, что благо для себя определяет только сам человек, а ценность того или иного явления не всегда осознается человеком как благо для себя.

Понятие "добро" и "счастье" имеют только субъективный характер. Это  - сфера сознания, его моральный аспект.

Добро - нравственно-оценочная  категория, она отражает оценки поступков  людей с точки зрения должного, морального, реального социального  значения действий  людей для их совместной жизни, содержит предписания  по поводу сохранения уже достигнутых положительных результатов в предшествующем общественном развитии и преодолению негативных последствий социальных действий, а также определяет цели дальнейшего прогресса.

Счастье - также категория, отражающая состояние морального сознания, это - состояние удовлетворительности от осуществления поставленных целей, от достижения, желаемого в себе самом или в окружающем мире, полнотой и осмысленностью жизни, осуществления своего человеческого, социального предназначения через собственную деятельность и общение с другими людьми в определенной социальной общности. Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым могут быть сравнены разные социальные группы. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие - нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа [10].

Представления  о ценностях различны у разных людей, социальных общностей, они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств - внутренних, связанных  с развитием каждого человека, и внешних, обусловленных природной и социальной средой, временем, в котором живет человек.

Однако, есть так называемые "вечные ценности", которые научная мысль человечества выявляла во все  времена человеческой истории, и высшая среди них -  человеческая жизнь.

 Личностные ценности  как элементы структуры личности  занимают в ней то же место,  что и потребности – место  устойчивых источников побуждений, в конкретной ситуации порождающих  во взаимодействии и конкуренции  с другими подобными источниками  мотивы текущей деятельности. Личностные  ценности и потребности функционально  идентичны, выполняя в жизнедеятельности  одну и ту же функцию, однако  различаются по ряду признаков,  связанных с тем, что человек  как субъект потребностей взаимодействует  с миром в одиночку, а как  субъект ценностей – как часть  целого. В ходе возрастного развития  и социализации личности к  потребностям как исходно единственным  источникам побуждений прибавляются  личностные ценности и между  ними устанавливается баланс, хотя  в индивидуальных случая он  может заметно нарушаться. Соотношение  потребностей и личностных ценностей  в регуляции жизнедеятельности  является существенной индивидуальной  характеристикой личности.

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный  множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп .

     Ценностной основой социальных отношений и социального поведения людей служит трансляция в обществе ценностных содержаний через посредство, в частности, социальных символов и артефактов. Их ценностное содержание чаще всего не осознается людьми, однако подспудно улавливается ими и влияет на формирование отношения индивидов к тем или иным социальным объектам, символам и артефактам. Так, есть данные, говорящие о том, что степень сходства ценностей организации и работника позволяют предсказывать лояльность работника организации. Согласно другим данным, воспринимаемая степень сходства между ценностями, приписываемыми политическому лидеру, и собственными ценностными ориентациями значимо коррелирует с готовностью голосовать за этого лидера . В ряде экспериментальных работ на материале музыки и живописи, а также печатной и телевизионной рекламы, политических образов, телевизионных каналов, пословиц и др. подтвердились гипотезы о том, что реципиенты усматривают в них довольно конкретный набор ценностей.

Можно предположить, что  социальные объекты и категории  ассоциированы в сознании людей  с определенным ценностным ореолом, образованным набором иерархически упорядоченных ценностей. Этот набор  отличается индивидуальным своеобразием для каждого объекта и устойчиво  воспроизводится разными респондентами  или выборками респондентов. Субъективные отношения респондентов к указанным социальным объектам и категориям существенным образом определяются соотношением ценностей, атрибутируемых данному социальному объекту, с ценностными ориентациями самих респондентов.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей  и общих мировоззренческих ориентиров. [1; с. 23].

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями  отсутствует. Но различия были либо по параметру "Общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости  от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических  форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [1; с. 35].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [6].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор  социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [2; с. 322].

Ценности охватывают жизнь  Человека и человечества в целом  во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его  поведение и эмоционально-чувственную  сферу.

Ценностные ориентации формируются  в определенных социально-психологических  условиях, конкретных ситуациях, которые  детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей  характеристикой его личности, поскольку  определяют его отношения и особенности  взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение  человека /Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясишев, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов/.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными  стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны  с мотивационными ориентациями личности [7; с. 51].

Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [5, с. 117].

 

 

Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи  со степенью их совпадения

 

Д.А.Леонтьев выделяет четыре вида соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения:                          1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).  2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).            3. Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий.

Информация о работе Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека