Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:06, реферат
В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.
Сущность понятий «социальные ценности» и «личностные ценности».
Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения.
«Двойственное» положение и функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.).
«Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.
Заключение
Введение
Введение
В последнее время, проблема
изучения ценностных ориентаций личности
и их влияния на поведение человека
приобретает все большую
Причем, являясь предметом изучения различных социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют собой важную и необходимую область исследований, которая находит отражение во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и социологии.
Проблеме формирования ценностных
ориентации личности посвящены работы
классиков зарубежной и отечественной
науки, которые в своих теориях
опираются на понятие личности, поскольку
ценностные ориентации неразрывно связаны
с ним, а также с изучением
человеческого поведения и
Цель реферата - рассмотреть ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на поведение человека.
Социальные ценности и личностные ценности
Каждый человек живет
в определенной системе ценностей,
предметы и явления которых призваны
удовлетворить его потребности.
В известном смысле можно сказать,
что ценность выражает способ существования
личности. Причем разные ценности имеют
для нее различное значение и
с этим связана иерархия ценностей.
Как и сами ценности, их иерархическая
структура носит конкретно-
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных в течении жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально - этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью [3].
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека. Представления людей о том, что для них важно, нужно, существенно раскрывается в понятиях "ценность", "благо", "добро", "счастье" и др. Близость этих понятий обусловлена тем, что они связаны с потребностями и интересами людей, их устремлениями и желаниями, их целенаправленной деятельностью по удовлетворению своих потребностей, реализации интересов. Наиболее общим понятием является "ценность".
Ценность - это существенное, значимое для человека (социальной общности) в предметном или идеальном мире для удовлетворения потребностей людей. Ценность - одновременно и субъективное, и объективное явление, т.к. существенное, значимое для человека может содержаться и в нем самом как существе живом, сознательном, действующем, социальном, так и в окружающей действительности - в природной и социальной среде, в материальной и духовной культуре, созданной многими поколениями людей. Представления о ценностях - основа мотивации социальных действий личности, социальной общности.
Благо - почти синоним "ценности", то, к чему стремится человек, то, что ему нужно, то, что имеет для него определенный положительный смысл; блага могут быть субъективного свойства, т.к. то, что нужно человеку, может находиться в нем самом (телесное и духовное), и объективно существовать в окружающей действительности. Отличие блага от ценностей состоит в том, что благо для себя определяет только сам человек, а ценность того или иного явления не всегда осознается человеком как благо для себя.
Понятие "добро" и "счастье" имеют только субъективный характер. Это - сфера сознания, его моральный аспект.
Добро - нравственно-оценочная категория, она отражает оценки поступков людей с точки зрения должного, морального, реального социального значения действий людей для их совместной жизни, содержит предписания по поводу сохранения уже достигнутых положительных результатов в предшествующем общественном развитии и преодолению негативных последствий социальных действий, а также определяет цели дальнейшего прогресса.
Счастье - также категория, отражающая состояние морального сознания, это - состояние удовлетворительности от осуществления поставленных целей, от достижения, желаемого в себе самом или в окружающем мире, полнотой и осмысленностью жизни, осуществления своего человеческого, социального предназначения через собственную деятельность и общение с другими людьми в определенной социальной общности. Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым могут быть сравнены разные социальные группы. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие - нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа [10].
Представления о ценностях различны у разных людей, социальных общностей, они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств - внутренних, связанных с развитием каждого человека, и внешних, обусловленных природной и социальной средой, временем, в котором живет человек.
Однако, есть так называемые "вечные ценности", которые научная мысль человечества выявляла во все времена человеческой истории, и высшая среди них - человеческая жизнь.
Личностные ценности
как элементы структуры
Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп .
Ценностной основой социальных отношений и социального поведения людей служит трансляция в обществе ценностных содержаний через посредство, в частности, социальных символов и артефактов. Их ценностное содержание чаще всего не осознается людьми, однако подспудно улавливается ими и влияет на формирование отношения индивидов к тем или иным социальным объектам, символам и артефактам. Так, есть данные, говорящие о том, что степень сходства ценностей организации и работника позволяют предсказывать лояльность работника организации. Согласно другим данным, воспринимаемая степень сходства между ценностями, приписываемыми политическому лидеру, и собственными ценностными ориентациями значимо коррелирует с готовностью голосовать за этого лидера . В ряде экспериментальных работ на материале музыки и живописи, а также печатной и телевизионной рекламы, политических образов, телевизионных каналов, пословиц и др. подтвердились гипотезы о том, что реципиенты усматривают в них довольно конкретный набор ценностей.
Можно предположить, что
социальные объекты и категории
ассоциированы в сознании людей
с определенным ценностным ореолом,
образованным набором иерархически
упорядоченных ценностей. Этот набор
отличается индивидуальным своеобразием
для каждого объекта и
Ценностные ориентации -
это отражение в сознании человека
ценностей, признаваемых им в качестве
стратегических жизненных целей
и общих мировоззренческих
Понятие ценностных ориентаций
было введено в послевоенной социальной
психологии как аналог философского
понятия ценностей, однако четкое концептуальное
разграничение между этими
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [6].
Е.С. Волков определял ценностные
ориентации как сознательный регулятор
социального поведения
Ценности охватывают жизнь
Человека и человечества в целом
во всех его проявлениях и сторонах,
а это значит, что они охватывают
познавательную сферу человека, его
поведение и эмоционально-
Ценностные ориентации формируются
в определенных социально-психологических
условиях, конкретных ситуациях, которые
детерминируют поведение
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [7; с. 51].
Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [5, с. 117].
Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения
Д.А.Леонтьев выделяет четыре
вида соотношений личностных и социальных
ценностей в связи со степенью их совпадения: