Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:06, реферат

Описание

В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

Содержание

Сущность понятий «социальные ценности» и «личностные ценности».
Д.А. Леонтьев о соотношении личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения.
«Двойственное» положение и функционирование ценностей (С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, В. Франкл и др.).
«Теория универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.32 Кб (Скачать документ)

- ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) противоположны  ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);

- ценности самоопределения  (универсализм, благосклонность) противоположны  ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Терпимость как базовая  ценность в системном блоке универсализма  и благосклонности противоречит власти и достижению, так как принятие других людей как равных, желательных, полезных и благожелательное отношение  к ним плохо сочетается с преследованием собственных целей и доминированием. Кроме того, уровень выраженности терпимости зависит от субъективного  переживания личностью состояния  безопасности, оцениваемого как удовлетворительное или неудовлетворительное. Если человек  уверен в собственной безопасности, в несомненности не только своего физического выживания, но и выживания  своей семьи, «своей» этнической, религиозной, культурной и в целом  социальной общности, то уверенность  эта выступает фактором благоприятствования  толерантности в разного рода взаимоотношениях, как межличностного, так и межгруппового плана.

Непротиворечивые отношения  универсальных ценностей связаны  с саморегуляцией и выражают возможность  справедливого и комфортного  существования в различных условиях. Связь универсальных ценностей  и благосклонности имеет отношение  к удовлетворению потребностей, связанных  с существованием во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

По мнению М.Рокича, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования  есть индивидуально или социально  предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации [26]. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (инструментальные ценности) и существования (терминальные ценности).

Классификация ценностей  по М.Рокичу предполагает два уровня иерархии ценностей: ценности-цели (конечные цели существования) и ценности-средства (способы поведения личности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на поведение человека. Это позволило сделать вывод о том, что «ценностные ориентации» - это феномен человеческой личности, сложный для детерминации и глубокого понимания, в связи с многогранностью своей сущности и проявлений. Так же были  просмотрены исследования феномена ценностных ориентаций. На основании данного обзора и анализа исследований, удалось определить некоторые аспекты данной проблемы, отражающие задачи данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979. 

  1. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  2. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1977.
  4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.
  5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
  6. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май). 
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990
  9. Шаров А.С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  10. http://www.pslog.net/study-19-8.html
  11. http://www.hr-portal.ru/article/lichnostnye-tsennosti-i-lichnostnye-predpochteniya-subekta

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценности и ценностные ориентации личности как регуляторы социального поведения человека