Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:01, контрольная работа
Проблема личности – одна из центральных в психологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связано с осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность.
Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
3. Современные теории общества.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Характер – свойство личности,
определяющее линию поведения человека,
сложившаяся система устойчивых
отношений к труду, другим людям,
к окружающему миру и к самому
себе. Эти отношения во многом зависят
от направленности личности, но связаны
и со специальными знаниями, ценностными
ориентациями, умениями, навыками, привычками
и качествами. Отношения к труду
выражены в знаниях личности, соответствующих
трудовых ориентациях, навыках, умениях,
привычках и качествах
Темперамент – свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов (возбуждения и торможения), зависящую от особенностей высшей нервной деятельности данного человека. Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы:
• сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей — заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;
• холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;
• флегматический. В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;
• меланхолический. Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.
Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
2. Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
В психологической науке
категория личности относится к
числу базовых категорий. Проблема
личности выступает в науке как
самостоятельная. И при этом в
разных планах изучается различными
отраслями психологической
Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность. Понятия «личность»
и «индивидуальность» образуют единство,
но не тождество. Если черты индивидуальности
не представлены в системе межличностных
отношений, они оказываются
Тот факт, что понятия
индивидуальность и личность не совпадают,
не позволяет представить строение
личности лишь как некую конфигурацию
индивидуально-психологических
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. [24]
Процесс развития личности
значительно более медленный, чем
процесс становления
В личности необходимо различать индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм представляет собой особый тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность психологии индивидуалиста – эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении, убежденность в необходимости жить только ради себя, игнорируя интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален.
Также необходимо разграничивать
понятия индивид и
В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на её социальные качества.
Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. [8]
Следует сказать о том, что существуют и иные подходы к соотношению личности и индивидуальности. Согласно одному из них индивидуальность рассматривается как зрелая личность, интегрированная в общество, реализующаяся в нем во всем своем многообразии и являющаяся полноценным субъектом деятельности. Этой точки зрения придерживаются Хьелл и Зиглер.
Таким образом, личность, взятая вне связи с индивидуальностью, является абстракцией и реально не существует. Если человеческий индивид не сможет стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не сможет обрести свое индивидуальное бытие, не став индивидуальностью. Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.
2.2 Отличие понятия
«субъект» от понятий «
Понятие «субъект» менее
разработано по сравнению с понятием
«личность». Для категории субъекта
не свойственна главная проблема
личности – соотношение природного
и социального, тогда как при
анализе понятия «личность», акцент
в определении личности ставится
именно на примате социального. Но,
с другой стороны, для категории
личности не типична, по крайней мере,
в отечественной традиции, проблема
сознательного и
Для обеих категорий существует
общий идеал – целостность
человека, хотя пути достижения его
у них разные. Если в контексте
личности достижение целостности реализуется
посредством поиска структуры, объединяющей
ее элементы, то относительно субъекта
оно выступает в аспекте
Категория «личность» имеет
3 уровня (индивидуальный, метаиндивидуальный
и сверхиндивидуальный), отображающие
движение от единой сущности к раздробленности.
Категория «субъект»
Принципиальные различия категорий личности и субъекта наблюдаются и в моделях их развития: при описании личностного развития доминируют внешние социальные воздействия (влияние социума, общностей, групп), а что касается субъекта, то центр тяжести перемещается на те внутренние изменения, которые происходят в результате любых воздействий, значимых для человека. Если для личности свойственна проблема зависимости – независимости от общества и социума, то для категории субъекта задача состоит в том, чтобы определить границы свободы человека. Но в целом, сопоставительный анализ категорий личности и субъекта приводит к следующему выводу: их пространства значений имеют пересечения, или, лучше сказать, проекции.
Информация о работе Человек как субъект, индивидуальность, личность