Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:49, реферат
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авгорами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11—12 до 17—18 лет.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
Если рассматривать развитие
только как изменение психических
функций (памяти, мышления, внимания), то
с этой точки зрения все основные
новообразования уже
Если же отойти от такого понимания развития, если рассмотреть его как те изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией, то скажется, что в этом возрасте имеют место весьма существенные, качественные новообразования.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития.
..Перед старшим школьником
возникает необходимость
Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л. И. Божович, заключается в том, что школьники старших классов— это <люди, .обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».
Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Выяснилось, например, что среди ученидов I—III классов вообще пет таких школьников, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в IV—V классах оказалось 5% таких учащихся, в VI—VII—20%, а в IX—Х классах 58% школьников смотрят на школу с позиции своего будущего.
Глазам не поверите
Подержанные планшеты по небывало низким ценам!
slando.ru
от 2 500 руб. Узнайте, где дешевле
Каталог самых новых материнских плат!
magazilla.ru Только у Нас
Обувайтесь надёжно и недорого!
sapato.ru
от 2 590 руб. Новинка
Долгожданный телефон iPhone 4 белый цвет, реплика
iphoneshop.su
4 900 руб.
Старшие школьники начинают иначе, чем подростки, смот* реть на школу. На вопрос «Зачем ты учишься?» подростки часто теряются и отвечают вопросом же: «Как это—для чего учусь? А как можно не учиться? А что же делать, если не учиться?» Старшеклассники отвечают с точки зрения будущего: «Получишь образование и будешь настоящим человеком. Я, например, буду строителем: строить и создавать новые здания— польза для всех», т. е. старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего.
Исследования показывают, что у старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя, конечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами (учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая). На выбор профессии влияют и мнения других людей: у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи—третье. Старших школьников всегда волнует проблема выбора, и они ведут по этому поводу разговоры со сверстниками и с окружающими взрослыми. Для того чтобы успешно проводить работу по профориентации, важно знать, каковы установки и личностные особенности того или иного учащегося.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное:
выбор профессии способствует
формированию учебных интересов, старшие
школьники начинают интересоваться
теми предметами, которые им нужны
в связи с выбранной профессий.
Выбор профессии способствует изменению
отношения к учебной
Старшего школьника волнуют
такие вопросы: «Может ли человек
проявлять интерес к той
Все это создает благоприятные
условия для ознакомления учащихся
с психологической
психологическим особенностям
человека в той или иной профессии.
Важно познакомить
Старший школьный возраст—начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.
В физическом отношении это
период спокойного развития. Прирост
веса становится больше относительно
увеличения роста. Нет диспропорции
отдельных частей тела, нет свойственной
подростку неуклюжести и
В 8 лет вес мускулатуры составляет 27% от веса тела, в 15 лет—32%, в 17 лет—44%. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций.
Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков -и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., и, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Вместе с тем половая
зрелость не означает еще зрелости
социальной. В сущности, юность и
есть не что иное, как переход от
чисто физиологической зрелости
к зрелости социальной. Главное ее
содержание—включение во «взрослую»
жизнь, усвоение тех норм и правил,
которые существуют в обществе. Как
показывают статистические данные, половое
созревание происходит сейчас на 2—3 года
раньше, чем в прошлом столетии
(акселерация). В то же время социальная
зрелость в нашу эпоху наступает
позже, так как требуется больше
времени для получения
§ 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Формирование убеждений и мировоззрения. Старший школьный возраст—это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
Все объявления
ЯндексДирект
Дать объявлениеПсихолог в Челябинске
Консультации для детей и взрослых. Тренинги
Адрес и телефон · psy74.ru Ежедневные скидки Biglion
Скидки от 50 до 90%. Узнай какая акция сегодня. Купи купон!
www.biglion.ru Купоны и скидки твоего города!
Лучшие акции от 50 до 90%. Экономь с удовольствием на KupiKupon.ru!
www.kupikupon.ru · Челябинск
В связи с необходимостью
самоопределения возникают
Старшеклассники переходят
к систематическому усвоению теоретических
основ различных учебных
В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Например, по данным исследования, учащиеся младшего школьного возраста в ситуации, когда надо было сказать, куда и на что потратили бы деньги, в 80% всех изученных случаев указывают на себя и только в 20% случаев отмечают на желание что-то сделать для других. При этом в 15% случаев характерно указание на близких людей («Я бы купил сестре куклу и другие игрушки»—II класс). В старшем же школьном возрасте картина сущее! венно меняется. В 48% случаев было выражено желание сделать что-то для других, при этом во всех этих случаях указывается на помощь школе, городу, государству, обществу, т. е. в качестве объекта выступает широкое социальное окружение («Я бы купила очень много книг, и мы с моими ровесниками в нашем доме устроили бы библиотеку»;
«Построили бы спортивный городок, устроили бассейн для малышей»—Х класс).
Потребность в общении. Старший
школьный возраст—это возраст
интересную специальность и стать мастером своего дела»;
RedTram Goods
Слабонервным не читать!
Ракам и Овнам придется нелегко в 2012г
Меховые шубы по цене 3500 рублей
Хотите быстро избавиться от пуза?
«Хочется самому находить ответы на волнующие вопросы»'.
Стремление самому во всем
разобраться способствует формированию
нравственных взглядов и убеждений.
Но надо сказать, что не всегда это
вполне зрелые и правильные взгляды.
Подчас можно столкнуться с
Это стремление к самостоятельности
проявляется и во многом другом.
Старший школьник не просто
стремится, чтобы его считали
взрослым, но он хочет, чтобы признали
его оригинальность, его право
на индивидуальность. Отсюда стремление
любыми путями обратить на себя внимание
(часто демонстративное и
Стремление к
Уже младшие школьники тянутся к сверстникам. Но их дружеские связи во многом определяются учителями и родителями:
их глазами ребята часто смотрят на одноклассников и товарищей. У подростков на первом плане—сверстники.
Добавить свое объявление IPhone 5 покорит каждого!
3400.00 руб
Самый ЛУЧШИЙ телефон на сегодняшний день!
Тест определит, кем Вы были в прошлой жизни
Вы будете сильно удивлены, когда узнаете это!
ШИКАРНЫЙ телефон по мизерной цене
Столько функций нет ни в одной модели
В юности картина существенно меняется. По данным одного исследования3, около 2|з старшеклассников указывали на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность, видимо, объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Эти проблемы живо обсуждаются в кругу ровесников, но жизненный опыт мал у всех. И здесь на помощь приходят взрослые.
Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в своп любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. По некоторым данным в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже—родителей и совсем редко—учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень доро--жит примерно половина юношей, а мнением учителей только треть.
Самосознание и самооценка.
Характерная особенность лич-
Информация о работе Cоциальная ситуация развития старшего школьника