Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:49, реферат
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авгорами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11—12 до 17—18 лет.
Особенно высокие требования
учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников.
Об этом свидетельствуют наблюдения
и исследования. В. Ф. Сафин' изучал особенности
оценки старшеклассниками морально-
Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее число девушек
оценивают своих товарищей
В том же исследовании учащимся
VIII—Х классов предлагалось оценить
в баллах ряд проявляющихся в
поведении своих сверстников моральных
качеств. Оказалось, что восьми-'классники
в целом дают более высокие
оценки, чем десятиклассники, так
как десятиклассники
Учителя также оценивают те же самые черты восьмиклассников на 0,2—0,3 балла ниже, а десятиклассников на 0,3—0,4 балла выше. Это говорит о возросшей самокритичности в процессе формирования самооценки старшего школьника. Для личности старшего школьника, как показывают исследования2, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники
проявляют известную
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных сил (Н. С. Лейтес)'. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие учащиеся обычно указывают на какие-либо друше свои достижения.
Самовоспитание в старшем школьном возрасте. Высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
Как показывают исследования2, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?» они могут ответить так: «Петя рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать ему, как мы в лес ездили».
Несколько иначе в этом
отношении выглядит подросток, который
устанавливает связь между
«Я боюсь темноты, страшусь прыгать через «коня», потому что у меня слабая воля». Однако и у подростка нет еще обобщенного и устойчивого представления о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценить свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «Как узнать свой характер, чтобы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь
чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить»);
стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.
Несмотря на то, что старшеклассники
более ответственно и планомерно,
чем это наблюдается у
Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требования к. моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию— вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.
Информация о работе Cоциальная ситуация развития старшего школьника