Cоциальная ситуация развития старшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание

Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точ­ки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авгорами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11—12 до 17—18 лет.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.59 Кб (Скачать документ)

 

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. Об этом свидетельствуют наблюдения и исследования. В. Ф. Сафин' изучал особенности  оценки старшеклассниками морально-волевых  качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке личных свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев  отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же в 72% случаев. Это  создает благоприятную почву  для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.

 

Обнаружились и половые  различия в оценке личностных качеств.

 

Подавляющее число девушек  оценивают своих товарищей преимущественно  по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее  ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких  оценок увеличивается.

 

В том же исследовании учащимся VIII—Х классов предлагалось оценить  в баллах ряд проявляющихся в  поведении сво­их сверстников моральных  качеств. Оказалось, что восьми-'классники  в целом дают более высокие  оценки, чем десяти­классники, так  как десятиклассники предъявляют  более высокие требования к морально-волевым  качествам.

 

Учителя также оценивают  те же самые черты восьмиклассников на 0,2—0,3 балла ниже, а десятиклассников на 0,3—0,4 балла выше. Это говорит  о возросшей самокритичности  в процессе формирования самооценки старшего школьника. Для личности старшего школьника, как показывают исследования2, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

 

В самооценке старшеклассники  проявляют известную осторожность. Они охотнее высказываются о  своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие  самооценки: «верен в дружбе», «не  подвожу друзей», «помогаю в беде», т. е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

 

Завышенная самооценка заметно  обнаруживается в преувеличении  своих умственных сил (Н. С. Лейтес)'. Это проявляет­ся по-разному: кому легко  дается учение, считают, что и в  любой умственной работе они будут  на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный  талант; даже слабоуспевающие учащиеся обычно указывают на какие-либо друше  свои достижения.

 

Самовоспитание в старшем  школьном возрасте. Высокий уровень  самосознания старшего школьника, в  свою очередь, приводит к самовоспитанию.

 

Как показывают исследования2, уже младшие школьники могут  охарактеризовать свой поступок, но они  не в состоянии установить связи  между своими поступками и особенностями  своей личности. Они объясняют  свое поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос «Почему ты постоянно нарушаешь  дисциплину на уроке?» они могут  ответить так: «Петя рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом  стал рассказывать ему, как мы в лес  ездили».

 

Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который  устанавливает связь между особенностями  личности и своими поступками. Характерна мотивировка следующего рода:

 

«Я боюсь темноты, страшусь прыгать через «коня», потому что  у меня слабая воля». Однако и у  подростка нет еще обобщенного  и устойчивого представления  о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в  своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает  самостоятельного характера, остается ситуативным.

 

Потребность в самоопределении  побуждает старшего школьника систематизировать  и обобщать свои знания о себе.

 

Юноши и девушки стремятся  глубже разобраться в своем характере  и своих чувствах, в своих действиях  и поступках, правильно оценить  свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «Как узнать свой характер, чтобы правильно оценить  его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем  иметь

 

чуткость, восприимчивость  к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равно­душие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как  поступить»);

 

стремление к идеалу и  принципиальности в больших, ответственных  делах и беспринципность в  малом, незначительном;

 

желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками  ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к  преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

 

Несмотря на то, что старшеклассники  более ответственно и планомерно, чем это наблюдается у подростков, занимаются самовоспитанием, они все  же нуждаются в некоторой помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и  классных руководителей, которые подскажут  каждому воспитаннику, на что следует  обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшему школьнику  объединиться с товарищами, составить  совместный план самовоспитания, помогать и контролировать друг друга.

 

Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение  требования к. моральному облику челове­ка, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию— вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.


Информация о работе Cоциальная ситуация развития старшего школьника