Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:59, реферат
Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Определение дефицитарного развития
Нарушения зрения
Нарушения речи
Нарушения слуха
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Возможный прогноз развития
Список использованных источников
В отечественной тифлопсихологии существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира. Имеются три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:
Речь и общение
Речь
слепого и слабовидящего
Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка.
Речь слепого выполняет также
компенсаторную функцию,
Специфика развития речи
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4 —5 лет, понимавшие и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная, самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.
Слабовидящие дети показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.
Для слепых свойственны также
страх перед неизвестным,
Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего.
Семейное воспитание
Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы.
Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний свидетельствует о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития.
Для незрячих подростков
Имеется тенденция к завышению самооценки, когда подросток помещает себя на условной шкале значительно выше середины, а из беседы с ним следует, что, по его мнению, нарушение зрения не связано со здоровьем. Часть подростков резко занижают самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и мотивируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.
Наибольшую ценность, по мнению
незрячих старшеклассников, представляют
такие качества, как целеустремленность,
умение добиваться
Можно наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Особенности деятельности
Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.
В возрасте до трех лет
В дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном — игра и учение.
А. М. Витковская отмечает
Формирование учебной
Игровая деятельность детей с нарушением зрения рассматривается в тифлопсихологических исследованиях в разных аспектах:
2 С формированием нравственных качеств;
3 С формированием предметных и игровых действий;
4 С развитием зрительного восприятия;
5 С физическим развитием и развитием ориентации в пространстве;
6 С коррекцией и развитием средств общения.
Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности. Именно активность слепого в познании, умение добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практического выполнения деятельности, обеспечивают успешность ее выполнения.
У детей с нарушениями зрения имеется сложное соподчинение мотивов, от более общего — хорошо учиться, к конкретному — выполнить задание.
Слепота оказывает негативное
влияние на развитие волевых
качеств
Виды
Различают следующие типы детей с нарушением зрения:
Причины возникновения
Врожденные:
Приобретенные:
Сущность коррекционной работы.
1. Лечебные мероприятия:
- медикаментозное лечение;
- лазеротерапия;
- лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;
- лечебная физкультура.
2. Сенсорное воспитание:
- развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,
- развитие слухового восприятия и внимания,
- развитие осязания.
3. Развитие речи.
4. Формирование различных видов деятельности:
- предметной и игровой,
- мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),
- продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),
- элементов трудовой деятельности.
5. Физическое воспитание:
- различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;
- занятия по умению ориентироваться в пространстве,
- преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
- спортивные и подвижные игры.
6. Эстетическое развитие:
- музыкальное воспитание и ритмика,
- ознакомление с художественной литературой,
- театрализованная деятельность.
7. Социальная адаптация:
- формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
- формирование представлений о самом себе,
- формирование
навыков самообслуживания.
3.
Нарушения речи
Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. (Дубровина)
Предмет
– изучение своеобразия психического
развития людей с различными формами речевой
патологии.
Основная симптоматика