Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование формирования самооценки личности.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «самооценка личности» и подходы к ее изучению;
Рассмотреть факторы формирования самооценки личности, в частности, критерии ее формирования;
Провести исследование самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн;
Определить уровень самооценки у группы испытуемых;
Определить уровень жестоко обращения в семье у группы испытуемых, сопоставить с уровнем самооценки.
Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности самооценки личности…………………….5
1.1. Сущность понятия «самооценка» в психологии…………….5
1.2. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки………………………………………………………….7
Глава 2. Методика исследования…………………………………15
2.1. Описание методики Дембо-Рубинштейн……………………15
2.2. Обработка и интерпретация результатов по методике……..17
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования……..20
Заключение………………………………………………………...24
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Курсовая работа |
«Детерминанты формирования самооценки личности» |
Саратов 2012 |
Выполнила:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности самооценки личности…………………….5
1.1. Сущность понятия «самооценка» в психологии…………….5
1.2. Теоретические и экспериментальные
подходы к изучению самооценки……………………………………………………
Глава 2. Методика исследования…………………………………15
2.1. Описание методики Дембо-Рубинштейн……………………15
2.2. Обработка и интерпретация результатов по методике……..17
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования……..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Приложения
Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является согласованность (конгруэнтность). Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его "тылы" надежно прикрыты.
Совершенно иные психические состояния
возникают, когда есть необходимость
скрывать свои истинные переживания, говорить
иные слова, чем чувствует человек,
т.е. наступает рассогласование
Достаточно высокая
Цель курсовой работы – исследование формирования самооценки личности.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
Положения, выводимые на защиту:
Глава 1. Особенности самооценки личности
Хочу начать
с толкования самого определения
понятия «самооценка». Обращаясь
к литературным источникам по психологии,
за всю историю психологии, можно
найти множество различных
Иными словами, в моем понимании, самооценка – это в первую очередь, оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, в общем, всех своих достоинств и недостатков. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на поведение личности в обществе и принятие, каких либо решений, потому как, самооценка входит в число составляющих критериев, вырабатывающих определенную реакцию на жизненные ситуации, определенная модель действий и поведения в тех или иных случаях. Вот пример подобного поведения, напрямую зависящего от самооценки личности: «Испытуемый находится в помещении типа школьного класса. Вместе с ним там же находятся десятка полтора статистов, причем испытуемый уверен, что все они такие же «подопытные кролики», как и он сам. Экспериментатор рисует на доске картинку (или показывает заранее заготовленный плакат): две параллельные линии А и Б. Причем невооруженным глазом видно, что линия А чуть-чуть длиннее линии Б. А дальше начинается опрос участников эксперимента. Статистов одного за другим спрашивают, какая линия длиннее. И они в один голос категорично заявляют: «Конечно, Б! Это же сразу видно! И никаких сомнений быть не может!» После того как все статисты дали столь однозначные ответы, экспериментатор обращается к настоящему испытуемому: «Ну, а вы что скажете?» И бедный испытуемый дрожащим голосом ответствует, что да, конечно, длиннее линия Б. Ведь к данному моменту он действительно в этом убежден. Хотя в начале эксперимента собственными глазами наблюдал обратное...»[17]. Этот пример ярко выражает зависимость поведения от воздействия мнения окружающих на личность. Чем сильнее личность поддается таким воздействиям, как правило, тем ниже его самооценка. И наоборот. Потому как, личности имеющие свое личное мнение и способные отстаивать его имеют высокую самооценку.
1.2. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки.
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. [7]
В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.
1. Самооценка является частью
концепции "Я", обозначаемой
как "эмоционально-ценностное"
отношение к себе. [3] В рамках
этого подхода авторы, как правило,
либо отождествляют самооценку
с эмоционально-ценностным
2. Самооценка понимается как когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию о "Я", т.е. фиксирует знание субъекта о себе. [10] Самооценка — это образ "Я" субъекта.
3. Наименее распространенным
Следует признать, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия "самооценка". Вследствие этого возникают трудности сопоставления этого концепта с другими, использующимися в сфере психологии "Я", перечисляя огромное количество понятий, применяемых в данной области.
В зарубежной литературе совокупность всех представлений индивида о себе обозначают термином "Я-концепция". [3] В ней выделяют образ "Я" и самоотношение, а также поведенческие. При таком подходе, как справедливо замечает Л.В.Бороздина, "самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает" [4], она не изучается как самостоятельная единица самосознания. Необходимо разделять три образования: образ "Я", самооценку, отношение к себе.
Зачастую понятие самооценка за
рубежом понимается как мера принятия
или непринятия индивидуумом самого
себя, положительное или
В психологии "Я" разрабатываются
представления о структуре
1) Степень когнитивной сложности
и дифференцированное (чем больше
своих качеств личность
2) Степень отчетливости, выпуклости "образа Я", его субъективной значимости для индивида.
3) Степень внутренней цельности, последовательности "образа Я". Самосознание человека противоречиво: идеальное Я никогда не совпадает с реальным, и это противоречие является главной движущей силой самовоспитания.
4) Степень устойчивости, стабильности "образа Я" во времени.
Была сделана попытка
По временной отнесенности содержания автором выделяются следующие виды самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная.
Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.[9]
Таким образом, на основе описанных
выше представлений можно
Информация о работе Детерминанты формирования самооценки личности