Детерминанты формирования самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование формирования самооценки личности.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «самооценка личности» и подходы к ее изучению;
Рассмотреть факторы формирования самооценки личности, в частности, критерии ее формирования;
Провести исследование самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн;
Определить уровень самооценки у группы испытуемых;
Определить уровень жестоко обращения в семье у группы испытуемых, сопоставить с уровнем самооценки.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности самооценки личности…………………….5
1.1. Сущность понятия «самооценка» в психологии…………….5
1.2. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки………………………………………………………….7
Глава 2. Методика исследования…………………………………15
2.1. Описание методики Дембо-Рубинштейн……………………15
2.2. Обработка и интерпретация результатов по методике……..17
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования……..20
Заключение………………………………………………………...24
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 55.91 Кб (Скачать документ)

По шкале  «Внешность» средний балл у группы составил 69 баллов, что показывает нормальный (средний) уровень самооценки. Из чего можно сделать вывод, что испытуемые удовлетворены своей внешностью и считают ее привлекательной.

Самый низкий балл по сравнению с остальными шкалами, балл по шкале «Умение многое делать своими руками» средний балл составил 62 балла, нормальный (средний) уровень самооценки по этой шкале.

Обобщив эти  сведения можно сказать, что учащиеся первого курса Института Прокуратуры  в основном успешны в учебной деятельности, в сфере социальных взаимоотношений, отношений со сверстниками, так как шкалы «Авторитет у сверстников» и «Уверенность в себе» показывают достаточно высокий средний уровень. Более чем у половины группы студентов самооценка завышена, что может быть обусловлено как личностной незрелостью и в какой-то степени юношеским максимализмом, так и сама специальность студентов Института Прокураты, тоже может откалывать отпечаток на уровень самооценки.

Полученные  результаты после обработки анкеты - опросника:

Из 20 человек  в детстве при воспитании родителями подвергались наказаниям 12 человек, остальные 8 человек наказаниям не подвергались. 2 человека из 12, которые подвергались наказаниям, отметили, что подвергались жестоким наказаниям со стороны родителей.

Из тех  испытуемых, которые подвергались наказаниям:

  • У 7 (58%) человек нормальная (адекватная) самооценка
  • У 3 (25%) человек завышенная самооценка
  • У 2 (16%) заниженная самооценка

Причем нужно  отметить что, заниженная самооценка у тех двух человек, которые отметили, что наказание их родителями при воспитании было жестоким.

У восьми человек  испытуемых, не подвергавшихся наказаниям родителями при воспитании, самооценка завышена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение хочу вывести что, у студентов Института Прокуратуры обучающихся на первом курсе, самооценка завышена. На степень самооценки у студентов накладывает большой отпечаток специальность, на которой они обучаются и осознание важности, социального положения и статуса получаемой ими профессии. Отсюда и высокий показатель шкалы «Авторитет у сверстников» и «Уверенность в себе». Так как отношение к сверстникам уже сформировывается властное, «сверху вниз» то есть с «высоты» профессии прокурора.

Зависимость формирования самооценки личности от жестокого обращения родителей  с детьми при воспитании показала что, у испытуемых, которые подвергались жестоким наказаниям в детстве, самооценка занижена.  Этих испытуемых при воспитании родители жестоко наказывали, в чем то ущемляли, были к ним слишком не снисходительны, наказывали за любые неудачи и не правильно принятые решения. Что в дальнейшем привело к развитию комплексов, которые при формировании самооценки личности привели к неуверенности в себе и недооценки своих возможностей, то есть заниженной самооценке. При заниженной самооценке неуверенность в себе может проявляться как «защитная»,то есть внушение самому себе своего неумения, отсутствия способности и тому подобного, в связи с тем, что родители в детстве им внушили, что они «ни на что ни годны», это позволяет не прилагать никаких усилий.

  Но, напротив, у испытуемых, которых в детстве не наказывали совсем, самооценка превышает адекватную, то есть завышена.  Из чего можно сделать вывод, что при воспитании этих испытуемых их родители поощряли во всех их поступках. Отсутствие, каких либо, наказаний со стороны родителей при воспитании детей, приводит к нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих, к уверенности в правоте своих решений, даже неверных, и привычка к тому, что их неправильные и неверные поступки останутся безнаказанными. Что в дальнейшем привело к тому что, у этих людей сформировалась завышенная самооценка своей личности.

И наконец, нормальная (адекватная) самооценка наблюдается  у испытуемых, которых родители при  воспитании наказывали, но эти наказания  не были жестокими. Что при формировании самооценки личности привело к адекватному, реальному оцениванию своих качеств  и возможностей, восприимчивости  к критике.

Из моего  исследования можно сделать вывод, что для формирования у личности адекватной самооценки, родители не должны жестоко наказывать своих детей, но умеренная степень наказаний присутствовать должна. Родителям нужно вкладывать в своих детей осознание понятий «хорошо и плохо», наказывать в тех случаях, когда их дети не правы, и поощрять их правильные решения и поступки. Ни в коем случае не принижать их способности и возможности, чтобы не развить комплексов, которые впоследствии могут привести к занижению самооценки.

Список  использованной литературы и источники

  1. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990
  2. Алексеева Т.Н. Ожидание результатов деятельности как одна из характеристик самооценки школьника // В сб.: Психолого-педагогическое изучение личности школьника. -М, 1977
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986
  4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4
  5. Бороздина Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний. // В кн. Личность в системе коллективных отношений. - Курск, 1980
  6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопр. псих., 1993г., №1
  7. Джеймс У. Психология - М., 1991
  8. Ерофеев А.К. Развитие методов исследования уровня притязания. Автореф. канд.дисс.- М., 1983
  9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. псих., 1989(а), №1
  10. Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978
  11. Мейер Б. Структура личностных свойств у старших школьников // Здоровье, развитие, личность - М., 1990
  12. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка//Психол.жур., 1998г, №1
  13. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система - М., 1991
  14. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми//Изучение мотивации детей и подростков. М, 1972
  15. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения/Вопр.псих., 1975г, №3

Интернет источники:

  1. http://psi.webzone.ru
  2. http://book-magic.ru/razdely/psychology-content/704-formirovanie-samoocenki

 

 

 

 


Информация о работе Детерминанты формирования самооценки личности