Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:41, курсовая работа
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это патологическое состояние, которое в значительной степени свойственно контингенту детей, не готовых к школьному обучению или имеющих школьную дизадаптацию в начальных классах. Дети с ММД имеют не только типичные трудности в учебе, но и отклонения в развитии. Их поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе они обычно не достигают результатов, соответствующих их способностям.
В результате биохимического изучения дисфункции мозга, появилась теория, объясняющая развитие гиперактивности и нарушений внимания у детей вследствие пищевой аллергии, употреблении пищи, содержащей большое количество сахара, консервантов, искусственных красителей и пищевых добавок.
Халецкая
О.В. трактует ММД как диффузную
церебральную дисрегуляцию, которая
обусловлена задержкой
Так
же заслуживает внимания теория Barkley
R.A. По его мнению - СДВГ - это не просто
проблема нарушения внимания и гиперактивности,
это нарушение способности контроля (запрета),
что препятствует использованию других
способностей у детей. Он считает, что
больные не способны длительно удерживать
событие в мозгу, сравнивать его с прошлым
опытом, предсказывать будущее, то есть
они живут «данным моментом». Такие пациенты
более эмоциональны, чем их сверстники,
и не способны подавлять свои эмоции. Они
не имеют коммуникативных способностей.
У них нарушена способность к анализу
и синтезу информации. Кроме того, СДВГ
проявляется нарушениями самоконтроля,
организации поведения. Такая точка зрения
позволяет шире взглянуть на данную проблему,
на вопросы коррекции данного патологического
состояния. Эти дети нуждаются в компенсации
имеющихся нарушений непосредственно
во время их дезадаптации и в данном сопиально-психологическом
окружении. Ближе всего для психолого-педагогического
взгляда на данную проблему.
1.3. Возрастная динамика проявления СДВГ
Анализ литературы позволил выделить основные этапы и характеристики проявления СДВГ по возрастам. Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у большинства детей с СДВГ обнаруживается синдром гипервозбудимости. Его проявления возникают чаще всего в первые месяцы жизни.
Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиления потливости, учащения дыхания и т.д. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Нарушение сна при синдроме гипервозбудимости наблюдается в 82 % случаях. Они выражаются в затруднительном длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительном звуке, повышенной двигательной активности, стереотипных движениях во сне (например, качание головой, сосание пальца и т.д.).
В возрасте от одного года до трех лет детей с СДВГ отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения сна. Нередко отмечаются нарушения в развитии речи. К трем годам начинают обращать на себя внимание такие особенности, как повышенная двигательная активность и поведенческие трудности. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании опрятности (энурез, энкопрез).
Основные
симптомы СДВГ обычно возникают в
возрасте от трех до семи лет. Прежде всего,
это относится к
В школьном возрасте детям с СДВГ характерны признаки школьной дезадаптации, а также осложнение взаимоотношений с окружающими людьми и трудности в поведении. Иногда у них возникают социальные фобии, вспыльчивость, оппозиционное и агрессивное поведение. При этом большинству детей с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. Гиперактивность остается значительно выраженной в возрасте 7 - 9 лет, а затем постепенно ослабевает. Однако признаки импульсивности по-прежнему заметны, а нарушения внимания в условиях школьного обучения усиливаются.
После поступления в школу проблемы детей с СДВГ, как правило, значительно нарастают. Ребенок оказывается неспособным выполнить те требования, которые предъявляются ему в школе. Во время уроков им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца, плохо запоминают материал и не могут правильно его применять, забывают по ходу выполнения условия задачи. Поэтому они быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у их сверстников, и не соответствуют: показателям их интеллектуальных способностей. В школе они более разговорчивы, чем другие дети, и более склонны к началу общения. Но невнимательность в сочетании с импульсивностью делает их не очень выгодными партнерами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства, это приводит к конфликтам и такой ребенок становиться нежеланным в коллективе.
В подростковом возрасте выраженные симптомы продолжают наблюдаться не менее, чем у 50-80 % детей. Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако импульсивность и нарушения внимания остаются. Они не самостоятельны, безответственны, с трудом организуют, и завершают выполнение поручений. Нередко ухудшается успеваемость по учебе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени. Многих подростков с СДВГ отличают безрассудное поведение, неоправданный риск, трудности в соблюдении правил поведения, невыполнение требований взрослых - это уже могут быть не только родители, но и педагоги, школьная администрация, милиция и т.д.. При этом им свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Подростки склонны к вовлечению в группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Но в этих случаях они обычно оказываются под чьим-то влиянием.
Заваденко Н.Н отмечает, что у 20 - 35 % пациентов симптомы во взрослом возрасте остаются. Наиболее отчетливо они проявляются в тех ситуациях, когда от человека требуется собранность и ответственность. Импульсивность может принимать форму социально-неприемлемых форм поведения, таких, как выбалтывание лишнего или грубость во время бесед.
Таким
образом, течение СДВГ часто принимает
длительный, многолетний характер.
1.4.
Методы диагностики и
Диагноз СДВГ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими, находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они имеют некоторое сходство с СДВГ, не могут считаться показателем для постановки данного диагноза и показания для проведения коррекционных мероприятий и лечения.
Лечение должно включать в себя медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию, а так же и коррекцию поведения. Причем очень важную роль в осуществлении терапии играют родители.
Психологические и психотерапевтические воздействия включают в себя коррекцию поведения, коррекцию эмоционально-волевых расстройств, семейную и индивидуальную психотерапию. Коррекция поведения у детей с СДВГ включает в себя правильно организованный режим дня, а так же специальных мероприятий.
Для этих детей рекомендуются игры, направленные на выработку и упрочение активного торможения.
СДВГ компенсируется воспитанием, это видно при сравнении детей, воспитывавшихся в семьях и в детских домах. Поэтому очень важно вовремя начать коррекционную работу.
Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять ему сразу. Иначе ребенок будет ежеминутно напоминать родителям об их обещании, что может вызвать ответную, негативную реакцию со стороны взрослых.
Так как гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, нельзя от него требовать одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Так, во время чтения сказки взрослый может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой, вставлять реплики. Гиперактивные дети, в связи со своими индивидуальными особенностями, не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь. Поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви.
Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
Организация
коррекционно-педагогического
Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на уроке, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.
Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей -предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать "мышечную радость" и может допускать определенную долю рассеянности внимания.
Родителям следует придерживаться следующих правил:
Информация о работе Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи