Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:41, курсовая работа
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это патологическое состояние, которое в значительной степени свойственно контингенту детей, не готовых к школьному обучению или имеющих школьную дизадаптацию в начальных классах. Дети с ММД имеют не только типичные трудности в учебе, но и отклонения в развитии. Их поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе они обычно не достигают результатов, соответствующих их способностям.
Если
родители едут со своим ребенком в
музей, театр или в гости, они
должны заранее объяснить ему
правила поведения. Например: "Когда
мы выйдем из дома, ты должен дать мне
руку и не отпускать ее, пока не перейдем
улицу. Если ты все сделаешь правильно,
я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..."
и т.д. Затем определенное количество полученных
за правильное поведение жетонов можно
будет обменивать на приз (конфету, игрушку
и т.д.). Если ребенок будет очень стараться,
по случайно что-то сделает не так, то его
можно и простить. Ребенок должен чувствовать
себя успешным.
2. Характеристика развития речи у детей с СДВГ
2.1. Развитие речи у детей с СДВГ
У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения развития речи. Данные о их распространенности в литературе колеблются от 30 до 60%, что связано с тем, что к моменту обращения к специалистам многие дети достигают возраста 5 и более лет, и тогда признаки отставания речевого развития приходится оценивать ретроспективно. Ретроспективный анализ особенностей формировании речи показал, что задержка речевого развития с проявлениями моторной алалии отмечалась у 12 % детей. Причина моторной алалии - нарушение функций речедвигательного анализатора. У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи при этом не страдает. Самостоятельная речь у этих детей долго не развивалась, либо оставалась на уровне отдельных звуков, слов. Вместо речи, дети пользовались мимикой и жестикуляцией, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Речь была замедленна, обеднена, словарный запас скуден, ограничен обиходно-бытовой тематикой, много парафазий, перестановок, персевераций. Позднее речь появлялась, хотя и со значительной задержкой. В дошкольном возрасте 34 % детей дислалия и дизартрия, 3 % заикание. Одновременно с этим у этих детей все больше проявлялась логорея, громкость речи, перескакивание с одной мысли на другую, неумение выслушивать собеседника, желание перебивать других, вмешиваться в разговор или начинать его в неподходящей ситуации.
Дети
с СДВГ плохо излагают свои мысли,
часто используют незнакомые для
собеседника связи с
Для
всех детей с СДВГ характерно преобладание
расстройств развития экспрессивной
речи, для некоторых форм характерны
расстройства рецептивной речи. Для
детей с СДВГ с преобладанием
гиперактивности и
2.2. Характеристика устной речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны:
- недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия;
У
детей с СДВГ наблюдаются все
виды нарушений речи, наблюдающиеся
и у детей с нормальным интеллектом.
Характерным признаком
У
большинства детей с ЗПР
ПЕРВАЯ ГРУППА - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикулярного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
ВТОРАЯ ГРУППА - дети, у которых выявлены фонетико-фонематаческие нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и -фонематического анализа.
ТРЕТЬЯ
ГРУППА - дети с системным недоразвитием
всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических
нарушений наблюдаются существенные нарушения
в развитии лексико-грамматической стороны
речи: ограниченность и недифференцированность
словарного запаса, примитивная синтаксическая
структура предложений, аграмматизмы.
ФФН было выделено Р.Е.Левиной в составе
психолого-педагогической (педагогической)
классификации. Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи - нарушение процессов
формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем. В клинико-педагогической
классификации фонетико-фонематическому
недоразвитию речи соответствуют три
нарушения речи - дислалия, дизартрия,
ринолалия.
2.3. Нарушения письменной речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивиости
Формирование основных школьных навыков - письма, чтения и счета происходит у детей с СДВГ медленнее, чем у других сверстников. Письменные работы выглядят неаккуратными из-за плохого почерка, колебаний величины букв, несоблюдения границ строк и нолей, характеризуются ошибками, которые появляются в результате невнимательности, невыполнений заданий учителя. У детей встречаются многочисленные аграмматизмы, пропуски букв и слов, замены схожих по написанию букв или близких но звучанию фонем при письме и чтении, недостаточное понимание смысла прочитанного, трудности пересказа. Сложности при решении математических задач возникают вследствие невнимательного изучения условий, импульсивных ответов, неправильного определения последовательности действий. Некоторые дети с СДВГ путают основные арифметические действия, испытывают трудности в устном счете и усвоении таблицы умножения. Элементы дисграфии были отмечены у 68 %, дислексии - 39%, дискалькулии - у 57 % дошкольников.
По-видимому, в основе трудностей формирования навыков чтения и письма при СДВГ наряду с нарушениями внимания и импульсивностью лежит недостаточность речевых функций, памяти, зрительно-пространственного восприятия.
Исследования орального праксиса показали наличие у этих детей затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с СДВГ моторика кистей и пальцев рук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дислексия
- частичное специфическое
Для успешного овладения чтением необходимы: сформированность устной речи фонетико-фонематической ее стороны (произношение и слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического анализа и синтеза; достаточное развитие пространственных представлений и зрительной памяти. При дислексии нарушаются зрительно-пространственное опознавание букв; перевод зрительных схем букв (графем) в соответствующие им слышимые звуки (фонемы) - соотнесение графемы с фонемой (процессы декодирования); понимание прочитанного.
В
процессе чтения при дислексии наблюдаются
следующие основные типы ошибок
Замены и смешения звуков при чтении:
Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова
Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и т.д.
Аграмматизмы: отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и т.д.
Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста.
Дисграфия
- нарушение становления
Оптические ошибки: не различают графически сходные буквы: {п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д, в-д, н-к, ц-щ, с-о, с-е).
Фонематические
ошибки (ошибки восприятия звуков речи):
не различаются фонемы, имеющие акустико-
1.звонкие и глухие (д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф)
2. лабиализованные гласные: о-у, е-ю
3.заднеязычные: г-к-х
4.сонорные: р-л, й-л'
Считается, что в основе трудностей формирования навыков письма и чтения при СДВГ наряду с нарушениями внимания - недостаточность координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.
Поскольку
общая и мелкая моторика у детей
с СДВГ нарушена, то необходимо вводить
занятия по развитию общей и мелкой
моторики.
Заключение.
Среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи.
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическими расстройствами развития речи отличаются более выраженными невнимательностью и гиперактивностью по сравнению с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью без речевых нарушений.
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи отличаются более низким уровнем функционального созревания мозга, что подтверждено результатами ЭЭГ исследования.
В
связи со сложной структурой СДВГ,
необходимо обратить внимание на развитие
и совершенствование общей и
ручной моторики таких детей, совершенствование
артикуляционной моторики (статической,
динамической организации движений, переключения
движений, объема, тонуса, темпа, точности,
координации), развитие слухового внимания,
зрительного восприятия, формирование
произносительных умений и навыков, совершенствование
лексических и грамматических средств
языка, развитие навыков связной речи.
А также проводить своевременную профилактику
речевых нарушений. Проводить гимнастику
и упражнения для снижения импульсивности,
выработки внимания и усидчивости.
Информация о работе Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи