Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это патологическое состояние, которое в значительной степени свойственно контингенту детей, не готовых к школьному обучению или имеющих школьную дизадаптацию в начальных классах. Дети с ММД имеют не только типичные трудности в учебе, но и отклонения в развитии. Их поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе они обычно не достигают результатов, соответствующих их способностям.

Работа состоит из  1 файл

СДВГ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)
 

      Если  родители едут со своим ребенком в  музей, театр или в гости, они  должны заранее объяснить ему  правила поведения. Например: "Когда  мы выйдем из дома, ты должен дать мне  руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус..." и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, по случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Ребенок должен чувствовать себя успешным. 

      2. Характеристика развития  речи у детей  с СДВГ 

      2.1. Развитие речи  у детей с СДВГ

      У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения развития речи. Данные о их распространенности в литературе колеблются от 30 до 60%, что связано с тем, что к моменту обращения к специалистам многие дети достигают возраста 5 и более лет, и тогда признаки отставания речевого развития приходится оценивать ретроспективно. Ретроспективный анализ особенностей формировании речи показал, что задержка речевого развития с проявлениями моторной алалии отмечалась у 12 % детей. Причина моторной алалии - нарушение функций речедвигательного анализатора. У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи при этом не страдает. Самостоятельная речь у этих детей долго не развивалась, либо оставалась на уровне отдельных звуков, слов. Вместо речи, дети пользовались мимикой и жестикуляцией, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Речь была замедленна, обеднена, словарный запас скуден, ограничен обиходно-бытовой тематикой, много парафазий, перестановок, персевераций. Позднее речь появлялась, хотя и со значительной задержкой. В дошкольном возрасте 34 % детей дислалия и дизартрия, 3 % заикание. Одновременно с этим у этих детей все больше проявлялась логорея, громкость речи, перескакивание с одной мысли на другую, неумение выслушивать собеседника, желание перебивать других, вмешиваться в разговор или начинать его в неподходящей ситуации.

      Дети  с СДВГ плохо излагают свои мысли, часто используют незнакомые для  собеседника связи с предыдущими  событиями или контекстом, что  делает их высказывания малопонятными. Кроме того, у детей с СДВГ недостаточно сформированы некоторые речевые функции (называемые прагматическими)

      Для всех детей с СДВГ характерно преобладание расстройств развития экспрессивной  речи, для некоторых форм характерны расстройства рецептивной речи. Для  детей с СДВГ с преобладанием  гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи. 

      2.2. Характеристика устной  речи у детей  с синдромом дефицита  внимания и гиперактивности

      Устная  речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так  и грамматического строя. Для многих из них характерны:

      - недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;

      недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия;

  • недостаточность межанализаторного взаимодействия, т. е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;
  • недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями;
  • нарушение логического построения связанных высказываний. Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.

      У детей с СДВГ наблюдаются все  виды нарушений речи, наблюдающиеся  и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической  картины нарушений у большинства  детей с является сложность речевой  патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

      У большинства детей с ЗПР имеются  нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, по и отраженной речи. Но преимущественно страдает экспрессивная речь. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов. Г.В. Мальцева выделяет три группы:

      ПЕРВАЯ  ГРУППА - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения  связаны с аномалией строения артикулярного аппарата, недоразвитием  речевой моторики.

      ВТОРАЯ  ГРУППА - дети, у которых выявлены фонетико-фонематаческие нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и -фонематического анализа.

      ТРЕТЬЯ  ГРУППА - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. ФФН было выделено Р.Е.Левиной в составе психолого-педагогической (педагогической) классификации. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В клинико-педагогической классификации фонетико-фонематическому недоразвитию речи соответствуют три нарушения речи - дислалия, дизартрия, ринолалия. 

      2.3. Нарушения письменной  речи у детей  с синдромом дефицита  внимания и гиперактивиости

      Формирование  основных школьных навыков - письма, чтения и счета происходит у детей  с СДВГ медленнее, чем у других сверстников. Письменные работы выглядят неаккуратными из-за плохого почерка, колебаний величины букв, несоблюдения границ строк и нолей, характеризуются ошибками, которые появляются в результате невнимательности, невыполнений заданий учителя. У детей встречаются многочисленные аграмматизмы, пропуски букв и слов, замены схожих по написанию букв или близких но звучанию фонем при письме и чтении, недостаточное понимание смысла прочитанного, трудности пересказа. Сложности при решении математических задач возникают вследствие невнимательного изучения условий, импульсивных ответов, неправильного определения последовательности действий. Некоторые дети с СДВГ путают основные арифметические действия, испытывают трудности в устном счете и усвоении таблицы умножения. Элементы дисграфии были отмечены у 68 %, дислексии - 39%, дискалькулии - у 57 % дошкольников.

      По-видимому, в основе трудностей формирования навыков  чтения и письма при СДВГ наряду с нарушениями внимания и импульсивностью  лежит недостаточность речевых  функций, памяти, зрительно-пространственного  восприятия.

      Исследования  орального праксиса показали наличие  у этих детей затруднений при  выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у  детей с СДВГ моторика кистей и  пальцев рук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

      Дислексия - частичное специфическое нарушение  процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, она проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. По своим психофизическим механизмам чтение - более сложный процесс, чем устная речь, оно включает в себя зрительное восприятие и узнавание букв, соотнесение букв с соответствующими звуками, воспроизведение произносимого образа слова и его понимание. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыками чтения и, как правило, письма, несмотря па нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности.

      Для успешного овладения чтением  необходимы: сформированность устной речи фонетико-фонематической ее стороны (произношение и слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического анализа и синтеза; достаточное развитие пространственных представлений и зрительной памяти. При дислексии нарушаются зрительно-пространственное опознавание букв; перевод зрительных схем букв (графем) в соответствующие им слышимые звуки (фонемы) - соотнесение графемы с фонемой (процессы декодирования); понимание прочитанного.

      В процессе чтения при дислексии наблюдаются  следующие основные типы ошибок 

      Замены  и смешения звуков при чтении:

  1. замены фонетически близких звуков, в том числе звонких и глухих (д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф), аффрикат (ч-щ, ч-ц, ч-т' ц-т, ц-с) и др.
  2. замены букв по оптическому сходству (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д, в-д, н-к, ц-щ, с-о, с-е)

      Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова

      Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и т.д.

      Аграмматизмы: отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и т.д.

      Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста.

      Дисграфия - нарушение становления процессов  письма и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Основные типы ошибок при письме: оптические, фонематические, грамматические.

      Оптические  ошибки: не различают графически сходные  буквы: {п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д, в-д, н-к, ц-щ, с-о, с-е).

      Фонематические  ошибки (ошибки восприятия звуков речи): не различаются фонемы, имеющие акустико-артикуляционное  сходство:

      1.звонкие  и глухие (д-т, з-с, б-п, ж-ш,  г-к, в-ф)

      2. лабиализованные гласные: о-у,  е-ю

      3.заднеязычные: г-к-х

      4.сонорные: р-л, й-л'

  1. свистящие и шипящие: с-ш, з-ж, с'-щ
  2. аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т', ц-т, ц-с Грамматические ошибки (дисорфография).

      Считается, что в основе трудностей формирования навыков письма и чтения при СДВГ наряду с нарушениями внимания - недостаточность координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.

      Поскольку общая и мелкая моторика у детей  с СДВГ нарушена, то необходимо вводить  занятия по развитию общей и мелкой моторики. 

      Заключение. 

      Среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи.

      Дети  с синдромом дефицита внимания с  гиперактивностью в сочетании со специфическими расстройствами развития речи отличаются более выраженными невнимательностью и гиперактивностью по сравнению с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью без речевых нарушений.

      Дети  с синдромом дефицита внимания с  гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи отличаются более низким уровнем функционального созревания мозга, что подтверждено результатами ЭЭГ исследования.

      В связи со сложной структурой СДВГ, необходимо обратить внимание на развитие и совершенствование общей и  ручной моторики таких детей, совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации), развитие слухового внимания, зрительного восприятия, формирование произносительных умений и навыков, совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. А также проводить своевременную профилактику речевых нарушений. Проводить гимнастику и упражнения для снижения импульсивности, выработки внимания и усидчивости. 
 

Информация о работе Дети с СДВГ общая характеристика, характеристика развития речи