Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью работы является исследование социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.
Задачи:
1. Изучить особенности девиантного поведения подроатков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить меры по предупреждению социально негативных отклонений подростков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1.СПЕЦИФИКА И ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………5 1.л1Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте……………………………………………………………………...5
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков………...10
Выводы……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………….......... 20
2. 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста… 21
2. 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения…………………………………..35
Выводы……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК……………………………………..40
Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности - первейшая потребность человека. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих,
кто паразитирует на проституции. Государство должно четко определить свое отношение к организованной проституции.
Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная проституция между тем открыто развернула бизнес по «продаже любви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой
16
номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализовать проституцию, остается открытым.
Суицидальное поведение. Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.
В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального
удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против
17
интересовобщества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправо-мерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране и обществе порядок .
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление - противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.
Проступок - тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые
сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
Подростки - одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 2000 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 2004 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступлений (в 2002 г. -- 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет 12,3 % (в 2002 г. -- 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько
18
увеличением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.
Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет группировкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления - детоубийства, похищение детей с целью выкупа.
В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас - из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
Одной из наиболее, значимых причин подобного является утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили представители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.
Родителям все труднее приучать подрастающее поколение к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена
родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состоянии приобщить детей к благородным занятиям.
Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.
19
Выводы
Таким образом, неблагоприятные условия в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.
20
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
В Омской области, как и в целом в Российской Федерации, не снижается число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В категорию детей, рискующих остаться без семейного попечения, часто попадают дети, лишенные должного ухода, внимания и позитивного влияния со стороны родителей. В особой «группе риска» находятся безнадзорные дети, которые рано приобщились к алкоголю, наркотикам, бродяжничеству, стали жертвами жестокого обращения.
Ведущим учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в Омской области является государственное учреждение «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних», который несет основную нагрузку при решении вопросов детской беспризорности.
Важное место в организации защиты прав и законных интересов детей занимает ранняя профилактика семейного неблагополучия, в том числе выявление безнадзорных детей, бесцельно проводящих время на улице, занимающихся попрошайничеством.
В течение года специалисты органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания семьи и детей, управления образования администрации города Омска, образовательных учреждений принимали непосредственное участие в реализации оперативно–профилактических мероприятий: «Дети улиц», «Лето 2005 – детям».
«Семья», «Забота», Всероссийской межведомственной комплексной операции «Подросток».
В ходе совместных рейдов специалистов органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, правоохранительных органов выявляются безнадзорные дети, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из неблагополучных семей изымаются дети в связи с угрозой их жизни и здоровью, и помещаются в приюты, либо направляются для лечения в учреждения здравоохранения. С семьями и детьми проводится работа по возвращению несовершеннолетних в учебные заведения.
21
На профилактику преступности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи в образовательных и культурно–
досуговых учреждениях направлена работа круглых столов, организация лекций и выставок.
Управлениями Администрации города Омска: здравоохранения и молодежной политики, физической культуры и спорта, совместно с Молодежным центром планирования семьи и репродукции в ходе социальной акции «Первокурсник» проведены беседы и лекции в 32 учебных заведениях города Омска по пропаганде здорового образа жизни. Подготовлены памятки для молодежи «Полезные советы для юношей и
девушек», проведено анкетирование 2,0 тыс. студентов–первокурсников. Подготовлены волонтеры по вопросам репродуктивного здоровья, в рамках программы «Здоровый образ жизни, профилактика ВИЧ– инфекции», по вопросам гигиены девочки–подростка, профилактики инфекций, передаваемых половым путем, по вопросам современных методов контрацепции.
Проведен городской слет педагогических отрядов муниципальных социальных Центров для молодежи города Омска, посвященный здоровому образу жизни.
На лекциях «Здоровый образ жизни», проведенных в 2005 году в школах города Омска количество слушателей составило 1030 человек, кроме того, в Лицее № 57 – 60 учащихся, в СИБАДИ – 150 студентов.
В образовательных учреждениях одним из направлений формирования основ здорового образа жизни является организация спортивных соревнований и массовых спортивных праздников.
Школьники города принимали активное участие во Всероссийском дне бега «Кросс Нации», соревнованиях «Лыжня России», областной легкоатлетической эстафете на приз Губернатора Омской области, городской спартакиаде «Спортивный город», городских соревнованиях по лыжным гонкам, баскетболу, спартакиаде по военно-прикладным видам спорта, Всероссийском турнире «Бокс против наркотиков».
Во всех школах города Омска созданы общественные Советы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, действуют Советы школ, на заседаниях которых рассматриваются вопросы пропусков занятий обучающимися без уважительных причин, неуспеваемости, разрабатываются программы по оказанию психолого–педагогической помощи подросткам.
В муниципальных образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные программы по формированию основ
22
здорового образа жизни и образовательные проекты: «Создание центра содействия укреплению здоровья» (школа № 159), «Центр
педагогической поддержки» (лицеи № 29, № 74), «Создание педагогической поддержки детей–сирот, детей–инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей» (школа № 81), «Профилактика девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения учащихся адаптивной общеобразовательной школы через вовлечение их в процесс самопознания и самосовершенствования» (школа № 83), «Социально–психологическое сопровождение детей, подростков и семей «группы риска» в условиях адаптивной школы» (школа № 161).
В 75 школах города Омска действуют программы превентивного (предупреждающего) образования «Полезные привычки, навыки, выбор», направленные на предоставление школьникам соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах, формированию поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях. Ежегодно проводятся правовые олимпиады.
С 2002 года при управлении образования администрации города Омска действует федеральная экспериментальная площадка по преподаванию психологии в школе по программе и учебникам академика Российской Академии образования, доктора психологических наук И.В. Дубровиной. Городской центр психолого-медико–социального сопровождения совместно с 17 школами проводят работу по внедрению в образовательный процесс предмета «Психология», направленного на развитие способности школьников к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и сохранению психологического здоровья.
В муниципальных образовательных учреждениях введены ставки педагогов – психологов и социальных педагогов.
Одним из направлений деятельности образовательных учреждений по профилактике является проведение массовых мероприятий с учащимися во внеурочное время. Среди них: акции, круглые столы, дискуссионные встречи, правовые лектории, ролевые игры, КВН, классные часы по темам: «Сохрани себя сам», «Человек и закон», «Молодежь выбирает здоровье», «Я против наркотиков», «За здоровый образ жизни».
Сложилась система проведения встреч с врачами–наркологами, специалистами центра по профилактике и борьбе со СПИДом, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних УВД.
Одним из важнейших направлений профилактики является работа с родителями. Программа «Родительского всеобуча» в образовательных учреждениях включает в себя вопросы обучения взрослых навыкам
23
бесконфликтного общения с детьми, определения признаков состояния наркотического опьянения подростка.
Основными формами работы являются: родительские собрания, конференции, круглые столы, консультации. В школах города Омска работают родительские клубы «Альтернатива», «Семейный клуб».
Выявление и учет семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется специалистами управления образования администрации города Омска, педагогами образовательных учреждений в тесном сотрудничестве со специалистами учреждений органов социальной поддержки населения, внутренних дел, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних. В 2005 году 2,5 тыс. педагогов осуществили почти 6 тыс. выходов в семьи.
В образовательных учреждениях и управлении образования администрации города Омска создан банк данных учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении. В банке данных находится 2,1 тыс. социально - неблагополучных семьи, где проживают 3,9 тыс. несовершеннолетних детей, из них на патронаже состоят 1,4 тыс. семей (2,6 тыс. несовершеннолетних).
Для оказания комплексной социально–педагогической, социально–психологической, социально–правовой и досуговой помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в муниципальных социальных центрах для молодежи города Омска созданы службы социально–психологической помощи и консультирования. В 2005 году специалистами данных служб оказаны услуги несовершеннолетним «группы риска» и их семьям: индивидуальное консультирование (1903 чел.); коррекционная деятельность, консультации по телефону (487 чел.); социально-педагогическое сопровождение (440 чел.); консультирование педагогов (1311 чел.); консультирование родителей (1512 чел.).
В 2005 году специалистами служб социально–психологической помощи и консультирования проведено: более 6 тыс. консультаций, 700 семинаров, реализовано 89 коррекционных программ.
В результате принятых мер удалось добиться стабилизации криминогенной ситуации в подростковой среде, снижения уровня преступности на территории города Омска с 8,4 % в 2004 году до 7,2 % в 2005 году. Молодыми людьми, страдающими наркотической зависимостью и находящимися в состоянии наркотического опьянения не совершено ни одного преступления. Не допущено роста преступлений, совершенных молодежью в состоянии алкогольного