Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью работы является исследование социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.
Задачи:
1. Изучить особенности девиантного поведения подроатков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить меры по предупреждению социально негативных отклонений подростков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1.СПЕЦИФИКА И ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………5 1.л1Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте……………………………………………………………………...5
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков………...10
Выводы……………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………….......... 20
2. 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста… 21
2. 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения…………………………………..35
Выводы……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК……………………………………..40
4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни - важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса.
37
6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.).
Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей - наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.
Выводы
Проблема социализации подростков в современных условиях требует для своего решения серьезных и глубоко продуманных программ, основанных, хотя бы отчасти,на научном знании: программ по предотвращению социального сиротства, по расширению сети детских домов семейного типа (вместо казенных приютов, где никакой социализации не происходит), упрощение процедур усыновления, поддержки общественных инициатив по профилактике детской и подростковой наркомании, алкоголизма. Одной из главных задач школьных, образовательных, просвещенческих и т.п. программ должна стать задача социализации подрастающего поколения.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выдерживается прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических,
39
общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством,
Обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.
Следующий подход - социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.
40
1. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Знание, 1986. - 158с.
2. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. // Социология образования перед новыми проблемами. - Москва-Омск, 2003. - С. 249. -258.
3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.
5. Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. - С. 15.
6. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 1990.
7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5.
8. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1988. № 2.
9. Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии // Территориальные проблемы социальной политики.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.16-18
10. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. - 1994. - №8-9
11. Григорьев О., Романов П. Муниципализация социальной инфраструктуры предприятий: перспективы социологического анализа. - Саратов: АБРИС, 2000. - С.61.
12. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - С. 29.
13. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. М. 1995.
14. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1983. - С.261.
15. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М., 1998. - С.40.
16. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000.
17. Константановский Д.Л., Шубенко В.И. Молодежь и образование - М., 1997. - С.36.
18. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. - С. 116.
19. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996
41
20. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм.
- СПб., 1999
21. . Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
22. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988
23. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003.
24. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией
Татенко В. А. – М., 1985