Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-психологического аспекта проблем детей с девиантным поведением.
Из поставленной мной цели вытекают следующие задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Теоретическая база исследования: исследования психологов, педагогов, социологов таких, как Эмиль Дюркгейм, Р. Мертон, А. Коэн, Г.А.Аванесо, Нейл Джозеф Смелзер, Я. И. Гилинский, Виктор Франкл.
Методологическая база исследования: системный подход к изучению проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Содержание

Введение 3
Теоретический обзор по проблеме возникновения
девиации в подростковом возрасте 7
1.1. Понятие девиантного поведения и причины его возникновения 7
1.2. Особенности девиантного поведения подростков 15
Помощь подросткам с девиантным поведением 17
Методика контактного взаимодействия с подростком
с девиантным поведением 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая девиантное поведение1.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

       1.3  Помощь подросткам с девиантным поведением

 

      Отклонения  в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: [5]

      а) социально-педагогической запущенностью, когда  подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

      б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

        в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

      г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

      д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

      Особую  роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

      Недостаток  позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

      Микросреда, в которой вращается современный  подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

      Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

      Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

      Вот почему так важно сегодня в  школе создавать среду, свободную  от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

      Для того чтобы работа с детьми «группы  риска» была успешной, необходимо также  выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции. И.А. Невский, Л.С. Колесова провели экспертный опрос работников некоторых школ, в ходе, которого их просили высказать свое мнение о внешних факторах риска отклоняющегося поведения подростков.[22]

      По  мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

      I. Процессы, происходящие в обществе:

       отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

      — несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

      — безработица (явная и скрытая);

      — отсутствие социальных гарантий и государственной  поддержки экономически несостоятельных  семей с детьми;

      — разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

      — пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

      — отсутствие своевременной и квалифицированной  диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

      — недоступность для детей бесплатного  качественного дополнительного  образования (кружков, секций и др.);

  • доступность табака, алкоголя, наркотиков.

        П. Состояние семьи, ее атмосфера:

       неполная семья;

      — материальное положение семьи (как  бедность, так и богатство);

      — низкий социально-культурный уровень  родителей;

      — отсутствие семейных традиций;

      — стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

      — отрицание самоценности ребенка;

      — удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

      — злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

      — попустительское отношение родителей  к употреблению детьми психоактивных веществ.

      III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще всего являются:

      1. Несовершенство организации управления  процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность  школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

      2. Профессиональная несостоятельность  части учителей, выражающаяся в  незнании детской, возрастной  психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.).

      3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

      4. Низкий уровень развития и  учебной мотивации детей, поступающих в школу.

      Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

      Предупреждение  отклонений в развитии личности и  поведении  подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

      1) выявление распространенности различных  типов и форм отклоняющегося  поведения подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

      2) анализ результатов изучения  мнений учеников, родителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

      3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у подростков: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

      4) создание в школе психолого-педагогических  условий, свободных от внешних  факторов риска, отчасти может  решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др.

      Формирование  личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

      Работа  по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

      1) успешности учебной деятельности (учения);

      2) эмоционально положительной, удовлетворяющей  учащихся системы их  взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

      3) психологической защищенности.

      Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

Информация о работе Девиантное поведение